Внучка Маяковского — о выселении из мастерской, в которой ее семья работала полвека

В Большом Афанасьевском переулке, за школой №1231, есть двухэтажное здание. С 1893 года в нем работали выдающиеся художники и скульпторы. Но уже 28 декабря они должны будут покинуть помещения по распоряжению московских властей. Художница Елизавета Лавинская рассказывает историю своей семьи, которая нераздельно связана с мастерскими.

Елизавета Лавинская

Художник, скульптор, преподаватель в мастерской «Маленькие дети и большое искусство»

Внучка Маяковского — о выселении из мастерской, в которой ее семья работала полвека

Елизавета Лавинская в своей мастерской

Папа

Мои родители скульпторы: мама до сих пор, а папа умер больше 30 лет назад. Они оба были влюблены в свое дело. Пожалуй, я таких влюбленных людей в скульптуру никогда не встречала.

Мой папа, Глеб-Никита ЛавинскийСкульптор-монументалист, его самая известная работа — второй памятник Ивану Сусанину в Костроме., родился в 1921 году в Москве, в семье художников Елизаветы (Лили) Александровны и Антона МихайловичаМастер русского авангарда, скульптор и один из крупнейших представителей конструктивизма в советской плакатной графике 1920-х годов (наряду с Александром Родченко, Владимиром Маяковским и Варварой Степановой). Среди прочего работал над «Окнами сатиры» РОСТА и плакатом к фильму «Броненосец «Потемкин»». Лавинских. Но его настоящим отцом был поэт Владимир Маяковский. Не знаю, когда папа об этом узнал. Думаю, мама рассказала ему после смерти Маяковского — тогда он был восьмилетним мальчиком. Эта потеря стала настоящим горем для папы: они с Маяковским часто встречались и очень любили друг друга, просто об их родственной связи не говорилось.

Когда папе было 18 или 19 лет, отчим, Антон Михайлович, написал на него донос. Бумага попала к папиному будущему тестю — не к отцу моей мамы, а к другому человеку (Никита Лавинский был трижды женат. — Прим. ред.). Тот сказал, что может помочь только одним — отправить папу на советско-финскую войну. А затем и на Великую Отечественную. Там папа выжил только благодаря своему необыкновенному слуху: он был радистом и мог слышать то, что не улавливали другие люди, поэтому его берегли.

Через всю войну папа пронес мечту стать скульптором. Сразу после армии он пошел в Суриковский институт на курс к Александру Терентьевичу Матвееву и Николаю Васильевичу Томскому. Его с радостью приняли, потому что у него были способности.

Звучит пафосно и высокопарно, но чувство формы — действительно очень редкий дар. Глаз человека устроен так, что не видит многих вещей. Чувство цвета встречается довольно часто. Но когда у человека есть чувство формы, он это, конечно, ощущает. Понимает, что видит не так, как другие, а немножко больше. И ему очень хочется все это воплотить.

Внучка Маяковского — о выселении из мастерской, в которой ее семья работала полвека

Портреты Елизаветы Лавинской и ее родителей, Августины Петровой-Лавинской и Глеба-Никиты Лавинского

Мама

Моя мама, Августина Петрова-ЛавинскаяСкульптор, автор композиции «Мать и дитя» в Клинике акушерства и гинекологии им. В.Ф.Снегирева МГМУ имени Сеченова., родилась в Ленинграде в 1931 году, в семье экономистов. С самого раннего детства она мечтала стать скульптором. У нее был маленький кусочек глины, из которого она лепила, лепила и лепила. Даже во время блокады, тогда ей было 10 лет, она только тем и спасалась, что бесконечно лепила из этого кусочка глины.

Стать скульптором у мамы сразу не получилось. После школы ее родители сказали, что она не получит материальной поддержки, если пойдет в художественный вуз. Сложность была еще и в том, что для поступления надо было предоставить фотографии своих работ. Шел 1948 год, слово «фотография» звучало как предмет с витрины — что-то необыкновенное, прекрасное. В итоге мама пошла в иняз, стала переводчицей с испанского и английского, вышла замуж, родила ребенка. Но свою мечту не утратила. Спала и видела: «Стать скульптором! Как? Неважно».

В 1963 году мама познакомилась с моим папой, тогда уже именитым и достаточно известным скульптором. Ей было 32, а ему 42. Их обоих пригласили на день рождения. Вообще, папу позвали для знакомства с какой-то другой девушкой, с ним многие хотели познакомиться. Помимо того, что он был известным скульптором и секретарем Московского союза художников (МОСХ), он был еще очень интересным человеком. И красивым. Я в жизни не встречала никого, кто бы рассказывал что-то более увлекательное, чем он. Но, надо сказать, папа тогда маме не понравился (смеется.). Тем не менее он пригласил ее в свою мастерскую, мама не могла отказаться.

Папина мастерская находилась на первом этаже двухэтажного здания в Большом Афанасьевском переулке. Его в 1893 году построил архитектор Александр Степанович Каминский специально для мастерских и квартиры Николая Андреевича Андреева, великого русского скульптора. Андреев, к примеру, создал памятник Гоголю, сидящему на Никитском бульваре. Памятник интересен как сам по себе, так и своими потрясающими рельефами, которые показывают людей в разных стадиях шизофренического психоза. В советское время из квартиры Андреева сделали несколько коммуналок, а мастерские отдали художникам и скульпторам из МОСХ.

Оказавшись в мастерской, мама сразу стала лепить. Папа не возражал, а понаблюдав за ней, сказал: «Что ты в своем «ящике» сидишь? (так он называл Курчатовский институт, где мама работала) Давай я тебе помогу, научу тебя. Ты талантливый человек». Мама ушла из «ящика», потом и от своего мужа, стала скульптором, поступила в Союз художников — все это в один год. А в 1970 году родилась я, и родители поженились.

Внучка Маяковского — о выселении из мастерской, в которой ее семья работала полвека

Здание мастерских в Большом Афанасьевском переулке, 27, стр. 2–4

Я

Когда архитектор Каминский построил это здание, вокруг был только яблоневый сад. Потом во дворе появилась школа — сначала небольшая, позже ее перестроили и сделали огромной. Я там училась. Помню, у мастерской был огородик, где я выращивала лук. Еще мы с одноклассниками любили забегать в подъезд, который вел к коммунальным квартирам, и шугались там незнакомых людей. Зачем было это делать, не понимаю.

Долгое время мама оставалась без рабочего места. Мастерская папы была огромная, но в ней еще работал Абрам Лазаревич Малахин (он тоже обучал маму) и папин отчим Антон Лавинский — он умер в 1968 году. Не могу сказать, что папа с Антоном Михайловичем общались: если он о нем и упоминал, то это была сплошная ненависть. В 1978 году Союз художников расселил коммуналки, купив их жителям квартиры за свой счет, сделал в них ремонт и передал под мастерские художникам, в том числе моей маме.

Я не помню, как впервые оказалась в маминой мастерской. Поначалу здесь все было совсем не так, как сейчас. Вместо одной просторной комнаты было две — маленькие и смешные. Второй этаж отсутствовал, но был чердак. А в коридоре стояла ванная. Свою мастерскую папа называл «машинным отделением», а мамину — «капитанским мостиком». Они работали вместе и там, и здесь. Большую часть времени я была с ними.

С раннего детства я, как все дети, писала картины. Хотя не как все… Я делала огромные работы, на бумаге формата А1. Помню, писала солнце на небе — это было очень живописно. Родители расклеивали мои картины на стенах. Потом моя бабушка по маме смыла их со стен и сделала ремонт — она очень любила порядок и чистоту. В другой раз я, уже большая девочка, склеила разноцветную маску. Бабушка ее разорвала и выбросила. Мне тогда мама сказала не расстраиваться, у нее была такая же история в детстве. И правда, жизнь длинная — после этого я еще много всего сделала.

Однажды, когда мне было 12 лет, папа сказал: «Хватит заниматься ерундой, становись и делай обнаженную модель со всеми», — он тогда собрал на «капитанском мостике» студию из взрослых художников. Посмотрев на мою работу, родители произнесли задумчивое: «Да… Все, это уже все» (смеется.). Судьба была решена. Они увидели, что у меня есть чувство формы. Да и я всегда знала, кем стану.

Внучка Маяковского — о выселении из мастерской, в которой ее семья работала полвека

Работы Елизаветы и ее родителей

Память

Родители неплохо зарабатывали как скульпторы, но денег все равно не было. При этом у нас в мастерской постоянно завтракали человек 15, а обедали 30! Вы кого угодно спросите, кто еще помнит Лавинского. Он был щедрый душой.

Из всех, кто здесь бывал, мне запомнился поэт и прозаик Фазиль Абдулович Искандер. Мама лепила его портрет (он до сих пор хранится здесь

Внучка Маяковского — о выселении из мастерской, в которой ее семья работала полвека

). Как раз в то время ее брат, артист разговорного жанра, задумал прочитать рассказ Фазиля Абдуловича, но не полностью, а что-то сократив и добавив. И попросил маму узнать, как тот к этому отнесется. Искандер был немногословным и с виду строгим человеком. Когда он в очередной раз пришел к нам в мастерскую, чтобы позировать, мама объяснила ему ситуацию. Фазиль Абдулович ответил односложно, но положительно. Для меня было потрясением, что при внешне суровом облике он оказался очень мягким человеком.

Александр КайдановскийАктер театра и кино, режиссер, сценарист. Среди его самых известных ролей — ротмистр Лемке в картине «Свой среди чужих, чужой среди своих» и Сталкер в одноименном фильме. мне не то что запомнился, а был как брат. Как-то раз папа читал стихи Маяковского в детском доме в Ростове — в эти моменты их сходство было особенно заметно. После выступления к нему подошел юноша и попросил его послушать. Папа согласился, а потом сказал: «Ну что ты тут сидишь? Поехали в Москву». Кайдановский поселился у нас: жил то в нашей квартире, то в папиной мастерской. И кот его тоже — такой же разбойник, как хозяин. В Ростове все разбойники (смеется.). Кайдановский очень любил подраться, в нем была какая-то лихость. Например, однажды в мастерской он решил прикурить сигарету от кипятильника (не в первый раз, естественно). Кипятильник взорвался, и ему в глаз отлетел кусочек. Кайдановский отделался небольшим коричневым пятнышком на зрачке.

Папа и Кайдановский были очень близки. Их отношения не испортились, даже когда папе не понравился «Сталкер» — он встал во время премьеры и начал кричать, что фильм говно, а все собравшиеся бездельники.

Когда мне было 16 лет, папа внезапно умер. Незадолго до этого у него выявили рак на четвертой стадии. Папа был такой силы человек, что никому не жаловался на боль, ходил скрепя зубы. Только мы с мамой слышали по ночам его страшные мучения: он пытался заглушить их пением, но слова все равно переходили в стоны.

От папы осталось много работ, часть из них по сей день хранится в мастерской. Особенно мне дороги последние — композиционная группа «Королев, Курчатов и Келдыш» и почти четырехметровый Маяковский (он стоит в соседней мастерской, у Сергея Александровича ШароваЖивописец, художник-модельер.). Папа не успел его закончить, поэтому скульптура осталась с пластилиновой головой.

Внучка Маяковского — о выселении из мастерской, в которой ее семья работала полвека

«Свою мастерскую папа называл «машинным отделением», а мамину — «капитанским мостиком».

«Капитанский мостик»

После смерти папы гости приходили все реже и реже. Да и места для них было уже не так много: у нас с мамой осталась только одна, маленькая, мастерская. В 1994 году я окончила Строгановку (Московская художественно-промышленная академия имени С.Г.Строганова. — Прим. ред.) и поступила в Московский союз художников (МСХ). Тогда же мы оформили «капитанский мостик» на меня и маму.

Сейчас почти все время я провожу здесь: работаю над своими произведениями, а по пятницам и выходным преподаю. Я, конечно, не папа. Он был прекрасным преподавателем и при этом очень бескорыстным человеком. Занимался со всеми бесплатно, потому что считал, что это его миссия, что ли.

Сделать студию для детей «Маленькие дети и большое искусство» я решила почти восемь лет назад, после рождения сына. Мише еще не было двух лет, когда я поняла, что хочу передать ему то, что знаю. А потом подумала: «Почему только ему?» Это опять же прозвучит пафосно, но я почувствовала, что в моей душе лежит сокровище — будет жалко, если я им ни с кем не поделюсь и оно заглохнет. Я рассказываю детям о художниках и явлениях в искусстве, даю мастер-классы по рисованию и лепке. Но главное — учу их видеть пластический смысл произведения, который обычно доступен только художникам. Мне кажется, это самое ценное в моей работе. Со взрослыми я тоже занимаюсь, но немного по-другому. Обычно они приходят со своими кейсами, — например, «Хочу нарисовать вот это». А я помогаю им думать не в литературном направлении, а в художественном.

Комизм ситуации в том, что мой сын вырос (ему сейчас девять лет) и не рисует. Только лепит. Говорит, что рисовать у него плохо получается, хотя это не так. Возможно, в нем еще проснется осознанность. Что бы ни случилось, он сможет делать, что захочет.

Внучка Маяковского — о выселении из мастерской, в которой ее семья работала полвека

«Мне говорят: «Что ты так переживаешь? Подумаешь! Тебе же не руку отрезают». Нет, две руки!»

Выселение

В конце ноября мне и художникам из остальных семи мастерских пришла бумага о выселении. Мы должны покинуть здание до 28 декабря.

Это запутанная и странная история. Когда Союз художников купил жителям здешней коммуналки квартиры, исполнительный комитет киевского района отдал ему здание на балансС того момента МОСХ обслуживал здание, следил за его состоянием и ремонтировал его при необходимости.. Несколько лет назад союз попытался зарегистрировать здание на себя, но в Росреестре ему отказали. Дальше были суды. Сначала, чтобы доказать преемственность между МОСХ и МСХ. Потом — право последнего на здание: первую инстанцию мы выиграли у Росреестра, а апелляционный и кассационный суды проиграли. Попытка признать право на мастерские за Союзом на основании приобретательной давности тоже провалилась.

Росреестр бился с упоением львов. Почему? Зачем им постройка во дворе школы? Непонятно. Но самое поразительное, что проиграли мы Росреестру, а выгоняет нас другая организация — Департамент городского имущества Москвы. Каким-то образом ему удалось еще во время судов — 15 сентября 2017 года — зарегистрировать здание на себя.

Некоторые коллеги предлагают снова обратиться в суд. Юрист МСХ говорит, что достаточно будет написать опротестовывающее письмо о том, что никто не отменял решение отдать здание на баланс Союзу. Я не юрист и ничего в этом не понимаю. Единственное, что я могла сделать, чтобы воспрепятствовать беспределу, — написать петицию.

В этих мастерских работали великолепные скульпторы и художники (Андрей Древин, Виктор Думанян, Олег Толстой и другие). Многие их работы до сих пор хранятся здесь. Пластилин, гипс — хрупкие материалы. Их вообще нежелательно трогать, не то что перевозить. Хочется уже, чтобы эти работы обрели покой.

Мастерская — часть меня, моего тела. Мне говорят: «Что ты так переживаешь? Подумаешь! Тебе же не руку отрезают». Нет, две руки! Я работать не могу. Вся моя жизнь прошла здесь, у мамы — большая часть жизни. Она все время плачет. Я утешаю ее, хотя сама плачу. За маму боюсь больше всего. Даже больше, чем потерять это здание. Конечно, я верю, что его удастся спасти, — но это как каждый верит, что никогда не умрет.

Без этой мастерской мне жизнь не нужна. Я хочу умереть.

Незадолго до публикации материала Елизавета Лавинская сообщила корреспондентке «Афиши Daily», что с мастерских срезали замки, а у здания поставили охранника, который никого не пропускает.

Материалы по теме:

Мужчина спрятал тело убитой сожительницы под мусором в Алтайском крае
Мужчина убил сожительницу из ревности. ...
«Против них используется насилие». В Литве планируют запретить использование диких животных в цирке
Литовское правительство предложило парламенту запретить использование диких млекопитающих, птиц, рептилий и земноводных во время выступлений в цирке. Министерство окружающей среды утверждает, что использование животных в цирке не согласуется со стандартами их благополучия, поскольку против них используется насилие, животных перевозят с одного места на другое на тысячи километров, их держат закрытыми в прицепах грузовиков, где невозможно ...
Умер автор первого белорусского мультфильма
Художник-аниматор и кинорежиссер Владимир Голиков умер в возрасте 86 лет. Это произошло еще 21 марта 2019 года, сообщили TUT.BY на «Беларусьфильме». Владимир Голиков родился 15 ноября 1932 года. Окончил факультет живописи Суриковского художественного института (1956). Работал художником на киностудиях имени Максима Горького и «Таджикфильм». В 1971-м Голиков пришел на студию «Беларусьфильм», где снял ...
Вьет Тхань Нгуен: «Вьетнамцы выиграли войну, но их истории никому не известны»
...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Яндекс.Метрика