«В хаус-рэпе никаких странных звуков я не услышал»: интервью с SP4K

«В хаус-рэпе никаких странных звуков я не услышал»: интервью с SP4K

Фотография: Николь Давыдова

Петербургский музыкант Алексей SP4K Сущик предугадал истерию по хаус-рэпу в ремиксе на «OCB Smoking Raw» Boulevard Depo, записал альбом безумного техно, спродюсировал самый нежный трек Thomas Mraz с последнего альбома, а теперь запел сам. По случаю выхода его альбома «Аутсайдер» Николай Овчинников поговорил с SP4K про музыку девяностых и хаус-рэп.

— Почему неожиданно песенный альбом?

— Я много писал музыки для других людей. Зачастую мне очень нравилась музыкальная часть того, что я сочинил. А когда это превращалось уже в чью-то чужую композицию, у меня в голове обитала мысль: «Я бы по-другому сделал». И тогда я подумал: «А почему бы мне не сделать то, что у в голове уже присутствует? Мелодии, идеи…»

— Кстати, почему «Аутсайдер»?

— Такое интересное положение, типа выиграл и типа проиграл.

— Такое намеренное поражение.

— Ну да. У меня форма поп-музыки, но при этом попсовые методы я старался не использовать. Мне хотелось сделать чувственную музыку, не тупую долбежку, а чтобы было не по себе, но прикольно. И я много раз пытался делать такую музыку, хотя это и нельзя назвать попсой. Аутсайдерность я проявлял в том, что не использовал попсовые методы. И ни на что не претендовал, а высказался, не думая, кто и как отреагирует.

— Интро на альбоме — такая самоуничижительная песня о том, что все грустно и хреново. Это как раз то, что я спрашивал об опустошенности. Можешь рассказать об этом поподробнее, потому что настроение человека твоего и моего возраста, может, хорошо совпадает?

— В этом и прикол, что многие могут поймать себя на мысли, что в целом им интереснее посмотреть не что там за окном, а что там в экране монитора, и это уже удовлетворяет их потребности в том, что в жизни происходит. При этом мы чувствуем одиночество, при этом наш мозг думает о том, что все в порядке. Я просто за собой замечаю мысль: «Кажется, я засиделся», и уже сам пытаюсь себя как‑то выдвигать, какую‑то движуху вокруг себя создавать, чтобы событийный ряд вокруг происходил, потому что можно прям застрять на месте и погрязнуть во всем этом.

— Ты в интервью говорил, что ты человек самодостаточный, тебе окей и в одиночестве.

— Я просто стараюсь находить в этом больше плюсов, чем минусов. Если у меня есть время на себя, то почему бы его не потратить на себя и на те вопросы, которые я могу решить. Надо это ценить и как‑то использовать, поэтому я чувствую себя вполне нормально в этом состоянии.

— Сольно ты всё равно стараешься записывать в все в одиночку. Почему? Это опять разговор о самодостаточности?

— Я иногда сталкиваюсь с тем что хотим делать ремикс, вроде как его уже делаем, при этом мы в совершенно разных настроениях присутствуем. Так я накидывал ещё больше своих синтезаторов и такой: «блин, прикольно», но от старого трека ничего не осталось. Я такой: «Ну, сорян ребята, попробуем что‑то сделать в следующий раз». Мне в этом плане действительно проще самому, т. к. я не встречу какое‑то противодействие. Это самый искренний вариант. Хотя бы тот же самый ремикс с Берёзой, мне там нравилось, что мне там ничего не скажут.

— Кто такая Карина Frizzymonsta, про которую ты говорил в интервью The Flow?

— Это моя подруга. Она живет в Москве, она тоже в рэп-игру начинает залетать, пишет релиз. Я ей писал музыку, она мне помогала с текстами, на этой почве мы сдружились и продолжаем дружить. Она скоро тоже заявит о себе. Сейчас больше известна по инстаграму, где немножко другая аудитория, сейчас она будет проявлять себя и как исполнитель.

— Я так понимаю, что Карина помогала тебе с текстами, то есть сначала ты набрасывал какие‑то идеи, то есть это был какой‑то скелет…

— …который мы уже развивали до припевов, куплетов и так далее. Была какая‑то фраза или рифма заготовленная. Мысль была, а вот как ее воплотить в предложении или даже нескольких, в форме стихов — вопрос. Над этим мы и работали, прям созванивались и накидывали друг другу.

— Ты сам до этого текстов не писал, это первый твой опыт?

— По факту да. Я раньше накидывал какие‑то идеи, наброски, четверостишия, но это никогда не было что‑то концентрированное, чтобы прям ух — и песня. С этим релизом я сидел и запаривался.

— У нового альбома две обложки. Одну ты описываешь как сумбур в голове, другую — как опустошенность. Так что все-таки превалирует: сумбур или опустошенность?

— Сумбур скорее.

— Почему?

— Как бы сформулировать… Сейчас популярно петь о том, что происходит вокруг, артисты стали политизированными. Я больше сконцентрирован на том сумбуре, что внутри, о чем я думаю.

Именно с ремикса SP4K на Boulevard Depo началась известность артиста. Именно этот трек, наряду с работами «Лауд» и Cream Soda, стал своеобразной предтечей истерии по поп- и рэп-хаусу

— Я слышал, что на фестивале «Боль», про который у тебя песня, ты не был?

— Да, пока не был.

— Собираешься билет купить?

— Да. Очень хочется уже каким‑нибудь образом: хоть по билету, хоть без него, просто не совпадает тупо по времени. Все время смотрел на лайнап, у меня слюни текли. Надеюсь, в этом году получится попасть.

— Ты видел лайнап этого года? Кого ты там хочешь послушать?

— Я просто не помню, кого там я хотел послушать. Я помню прошлые разы, например, Shame хотел послушать. Еще я фанат Shortparis, в Питере, когда они выступают, с удовольствием хожу.

— А ты с ними не хотел связаться и записаться?

— Я бы хотел вообще наладить с ними коннект. Но, учитывая всю идейность их творчества, чтобы там какие‑то коллаборации были, надо очень сильно подумать, чтобы им это понравилось.

— Я не могу не спросить: ты слушал Джейми XX; когда готовил альбом ?

— Я слушал его ещё давно и потом уже когда мой релиз был готов понял, что настроение очень схожее. Мне это скорее в комплимент, потому что мне нравиться его звук, настроение. Я нахожу параллели.

— Любимый трек у него?

— Мне больше нравился его первый альбом с Джилом Скоттом-Хероном, вот там всё прямо с первого трека идёт, с «Iʼm new here»… Вот там я сразу: «Оп, продано! Это моё.» Он до сих пор звучит. Как‑то удивляет и радует, то что его творчество остаётся таким, чем‑то особенным.

«В хаус-рэпе никаких странных звуков я не услышал»: интервью с SP4K

— Он все-таки больше прославился в группе, а ты в группе играть не смог, когда только начинал свою карьеру…

— Я остаюсь ещё участником двух групп, мы просто редко что‑то делаем.

— А что за группы?

— Videatape. Я там на клавишах играю. Мы вообще с одного университета и мы поняли, что нам есть, что сказать друг другу и чем помочь друг другу. Вторая группа — это theICONS, там играет мой друг хороший, у него уже идёт упор на рок-н-ролл и не русский, а такой зарубежный, конкретный.

— В духе The Black Keys?

— Я бы даже сказал Black rebel motorcycle club.

— Что ты там делаешь, скажи пожалуйста?

— Я помогаю там с саунд-дизайном, собираем аранжировку. Там гитаристы, ну прям рок-н-ролльщики такие, для них Ableton — это непонятно что и тут появляюсь я и говорю: «Сейчас ребята мы всё соберём воедино»

— Т.е. ты для них такой штатный продюсер, можно сказать.

— Ну да, как мы обычно шутим, что я Найджел Годрич (продюсер альбомов Radiohead, Warpaint и Travis — прим. ред.) в этой ситуации. Это мне тоже приятно.

— Я не могу не спросить про трек «OCB Smoking Raw». Что он тебе дал?

— Кучу хайпа, школьников. Он вышел 4 года назад, это самый первый большой куш, и трек сыграл неожиданно на всех и на всё. Его начали обильно форсить и любители рэпа, и не рэпа, и тут аудитория понабежала, говорит давай делать ещё такое, а я собственно и не против.

— Был тогда.

— Ну да, конечно, сейчас слышно, что я такого не делаю. Ну я как бы был просто не против чего‑то нового сделать, а по себе это было что‑то новое на сцене, а альтернатив я таких не слышал и моей задачей было что‑то новое сказать, так я новое и сказал. Когда ко мне обращаются за какой‑то коллаборацией, я хочу, чтобы они понимали, что идут на риск. Я преследую цель сделать что‑то новое, поэтому, конечно этот результат будет казаться для них чем‑то неожиданным. Вот.

— А истерия по хаус-рэпу как тебе? Через год-полтора после этого трека…

— Я не против истерии, я против того, чтобы дали делали одно и тоже, интерпретацию одного и того же трека, одну и ту же читку, одни и те же синты, одни и те же биты. Я вам не то предлагал, когда «ОСВ» делал. Я предлагал странные перкуссии, странные синтезаторы — чтобы всё было сделано из странных вещей, но картина была бы целостной. А в итоге [в хаус-рэпе] никаких странных звуков я не услышал. Ну, бочка долбит, бас долбит. И из него пробивается какое‑то «экстази», это же очень скучно.

Тот самый трек с последнего альбома Thomas Mraz в живом исполнении

— Тебя всё-таки знают как человека, который делал хаус и техно. А на альбоме Thomas Mraz у тебя трек, на котором даже бита нет толком.

— Ну да, акустическая история. Изначально это была вообще моя идея. Сначала мы сделали электронную версию, а потом Томас приезжал в Питер, и мне пришла в голову идея записать акустическую версию, он сказал: «круто, идея ништяк, погнали». И мы где‑то за час все это быстро сделали. Он спросил, не против ли я, чтобы аккустическая версия была на его альбоме, а я был всеми руками за. Тем более, я же люблю себя в новых ипостасях показывать, это как раз мне тоже помогало что я не только вам бочку готов дать, могу ещё и мелодию.

— Как ты с ним познакомился?

— Это всё получилось, наверное, года 3-4 назад, когда ещё все из Уфы по одному приезжали в Питер. Потом был один из концертов, на который они всей братией приехали, и тогда мы уже все перезнакомились конкретно, и я уже понял, что мы можем друг другу помогать и делать какие‑то совместные вещи.

— Boulevard Depo был первым с кем ты познакомился. А с ним вы как коннектились?

— У него лучший друг, Ваня Кросс, граффити-артист в Уфе, он какое‑то время жил в Питере и я сначала с ним познакомился, а когда Депо приезжал в гости в Питер к нему, то познакомились уже и с ним.

— А ты граффити сам тоже занимался?

— Не, я приходил потусить. Типа: «здорово ребята, чекаво?» И тут выясняется: «а я в рэп играю», «а я в музло играю, давайте сыграем вместе» и как‑то поняли, что нравится одно и то же, что слушаем, что делаем…

— «Девочка во Fred Perry». Откуда образ?

— Из головы. Мне нравилась марка Fred Perry, когда я с ней познакомился, это уже когда в Питер переехал, в Липецке у нас про такое никто не слышал. А в Питере, я вообще начал шарить за шмот, мне понравилась Fred Perry. Когда я уже начал смотреть их сайт, то увидел, что они ещё и женскую одежду делают, то мне это очень понравилось, это круто выглядит, такая одежда классная и почему‑то не популяризированная.

И этот образ витал у меня в голове. И когда писал альбом, наконец реализовал его. Я был доволен, что воспеваю не что‑то треногое типа «курточку Stone Island», а то, что мне самому симпатично. Это очень искренний трек.

— Когда ты переехал в Питер?

— В 2008 году, в 11 класс. В Питере я начал первые треки писать. В Липецке я включал технику, но каких‑то цельных произведений я не старался делать.

— Почему?

— Да как бы и знания не было. Я не знал, хочу ли я этим заниматься, в Питер я переезжал, потому что думал стать звукорежиссером. У меня не было идеи делать самому музыку, я её ставил для других. И только когда я уже переехал в Питер, я начал понимать, что мне и самому нравится сочинять.

— То есть первые треки здесь были. Что это было?

— Это были такие этюды на пианино. Я даже не заморачивался с барабанами, у меня была миди-клавиатура, ноутбук. Я просто собирал мелодии какие‑то, какие мне приходили в голову. На тот момент я был рокером, типа, британским: мне нравились Muse, Coldplay, какие‑то подобные настроения пытался почувствовать, попробовать передать музыкальным языком.

SP4K работает с наследием девяностых в рамках треков для комьюнити «Береза»

— Как видишь, у нас активно начали любить музыку начала нулевых, а коммьюнити «Берёза», где ты делал свои ремиксы на песни той эпохи, было одним из первых, кто пришел к этому сам. Что думаешь об этом?

— В принципе рад, то поколение которое это уже застало, у них наступает ностальгия. А те, кто не застали, заинтересован узнать, что было до них.

— Сейчас ты не промышляешь этим больше.

— Сейчас нет, есть задачи поважнее. Это уже скорее как хобби.

— «Outro.» Ты там стесняешься-стесняешься, такой грустненький-грустненький, будто письмо, типа прости-прощай.

— Ага. Я ехал в поезде и типа ссорился. Связи нет — я понимаю, что не могу ответить, проходит тот пик, когда я очень зол и все достало. Вместо этого я такой: «блин, а нафига вообще ссориться? Наоборот, сгладить углы надо». Пока не было связи, я накидал этот стишок и подумал: «классный стишок, почему бы песню не сделать».

— Ты в интервью The Flow, говорил что ненормально никогда не злиться, а ты сам когда в последний раз злился?

— Сегодня с утра. Это нормально, в процессе работы, которую мы проводим. Все идёт как американские горки. То все хорошо, то нифига не хорошо и как‑то так.

— Концерты. Когда? Будут ли они в ближайшее время?

— Ориентир: конец мая — начало июня, т. е. пока, я ещё возможно буду выступать с диджей-сетами, со старым материалом. Моя задача- чтобы всё было вживую, т. к. не играть на пианино, умея играть на пианино в треке где нужно пианино — это ну, такое. Поэтому, конечно, мне хочется довести это все до живого варианта, чтобы выглядело презентабельно, интересно, по живому, а не просто под минусок, типа.

— У тебя на странице в «ВКонтакте» есть ссылка: «поддержать валютой». Поддерживают?

— Ну там сейчас рублей 40. Там было 800, но я заплатил за два месяца интернета, поэтому надо снова эту кнопочку порепостить.

— Ну музыка помогает хоть как‑то зарабатывать?

— Помогает, но не в форме донатов, а в форме заказов, лайвов.

— Когда ты говоришь про заказы, то что ты имеешь в виду?

— Ну там заказы на биты, треки.

— То есть ты можешь сделать что угодно, если дадут ТЗ?

— Могу попробовать.

— Не слишком ли грустно быть в таком положении наемного работника?

— Мне норм, я даже в привилегированном положении, так как это мой сторонний заработок.

Материалы по теме:

Захарова ответила Киеву на слова об украинском флаге над Владивостоком
Официальный представитель российского МИД заявила, что Владимир Омелян извратил концепцию мирного сотрудничества от Лиссабона до ВладивостокаОписаниеОфициальный представитель МИД России Мария Захарова© Сергей Карпухин/ТАССТАСС, 24 августа. Украинские политики своими заявлениями извращают концепцию мирного сотрудничества от Лиссабона до Владивостока. Об этом написала в субботу ...
Умер журналист Владимир Кара-Мурза — старший
Обновлено Один из основателей "старого НТВ" скончался на 60-м году жизниОписаниеВладимир Кара-Мурза, 2001 год© Александр Данилюшин/ТАСС Историк и тележурналист Владимир Кара-Мурза умер в возрасте 59 лет. Об этом в воскресенье сообщил его сын Владимир Кара-Мурза — младший на своей странице в Twitter.
Россия в марте сократила вложения в американские госбумаги почти на $800 млн
Как сообщает Минфин США, объем вложений составил $13,716 млрдОписаниеЗдание министерства финансов США© AP Photo/J. David Ake Россия в марте 2019 года сократила объем вложений в американские государственные бумаги с $14,507 млрд до $13,716 млрд, следует из опубликованных в среду материалов Минфина США.
Почему Американцы одержимы своей травой?
Почему Американцы одержимы своей травой? В Соединенных Штатах Америки последний понедельник мая-День памяти, праздник в честь людей, погибших на военной службе во время войны. Конец мая также знаменует начало менее серьезной войны. Это один много живых американцев борются каждое лето. Это битва за идеальный ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Яндекс.Метрика