«С недавних пор вообще не получаются песни без мата»: Вадик Королев о новом OQJAV

«С недавних пор вообще не получаются песни без мата»: Вадик Королев о новом OQJAV

Фотография: oqjav / alexey.nikishin

Новый альбом OQJAV — это альбом нового OQJAV: Даниил теперь занят группой «Мы», Катя Павлова больше не вместе с Вадиком Королевым и снова поет в «Обе две». Почему все кончилось и как развиваются события дальше, автор отличного альбома «Листики-цветочки» говорит в этом интервью.

— Когда я послушал «Листики-цветочки», мне показалось, что он об опадании и увядании. Насколько мое ощущение совпало с авторским замыслом?

— Совпало, наверное, наполовину. В этом и был смысл — рассказать про осень и потом вернуться к лету. Так получилось, что самая в детском смысле глупая песня на альбоме — последняя, «Цветочки». В ней лето, в ней глупое, новое, небородатое. Если листики здесь — это про осень и про бурые, желтые листья, то цветочки — это новое лето.

— То есть то, что опало и увяло, в этом цикле расцветает?

— Так всегда, это круговорот. Это еще Джордано Бруно описывал. Ничто никогда не умрет, все давным-давно уже мертво.

— В текстах стало больше острых углов: мат, злость, агрессия. Почему?

— С чем связан конкретно мат — я не знаю. У меня с недавних пор вообще не получаются песни без мата. По поводу острых углов: я думаю, это всегда зависит от контекста и фона. Значит, что-то стало острее снаружи. Такой период.

— Песня «Блондинка». Как получилась такая нетипичная в контексте вашего творчества песня?

— Мы снимали «Линду», это было на севере от Москвы в сосновом бору. Там было одновременно очень холодно и ясно. В этом лесу у меня на съемках как-то одновременно все раскрылось, и написались две песни — «Блондинка» и «Романс».

Кому-то покажется, что эти песни полярные, но на самом деле они об одном и том же. С точки зрения формы музыкального и русского языков, они по-разному написаны, но внутренность там одна.

А поводу того, что она нетипичная в контексте творчества… А что в ней странного? Я думаю, там все понятно, она про какую-то героиню, которая всем нравится, и лирического героя, который не исключение.

— Я имел в виду больше форму. Я не зря спрашивал об острых углах — это просто наиболее показательная песня в этом смысле.

— Для меня «Блондинка» написалась, как дышалась. Тут не было никакого протеста или вызова, потому что меня никогда не интересовали ни протесты, ни вызовы — и, надеюсь, не будут.

Я просто понял, что когда речь ведется о стояке — то зачем это называть словом «желание» или чем-то еще. Это прямая песня с прямым сообщением.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Это новый альбом нового OQJAV — слушайте его прямо сейчас

— Я к чему еще задал этот вопрос. Есть некая общая тенденция в русской музыке, что она становится более лексически раскованной.

— А ты знаешь, почему?

— У меня есть мысли на этот счет. И этот вопрос я хотел задать тебе — как относишься к этой тенденции?

— Мне действительно видится такая тенденция к раскованности. Понятно, что это было и раньше — но не в такой степени, как сейчас.

Мне кажется, это хорошо. Мне нравится то, что люди не подбирают особо слова, а выражают то, что чувствуют. Я считаю это нормальным — ненормативную лексику знают все. Смотри, во время разговора сейчас я четыре раза матерился и всегда знал, когда именно, поэтому в этом нет грязи и это не «шелуха от семечек».

— В описании альбома ты сказал, что он о расставаниях. О чем речь?

— Ты хочешь, чтобы я тебе про личную жизнь? Так там же все понятно! «И ветер листики качал, и ты меня любила очень» — понятно, что это про личное. Но про личное говорить неинтересно — это все понятно и есть в песнях.

Были расставания — какие там могут быть подробности? Все, что написано в песне, написано русским языком. Мне не очень интересно говорить об этом больше, чем сказано, я сейчас не … [выделываюсь], просто не хочу устраивать «Женский взгляд Оксаны Пушкиной». Это никого не интересует.

— Оставим эту тему. У вас в составе появился Ярослав, академический пианист — и это прямо очень слышно в песнях. Насколько работа с человеком из классической музыкальной среды отличается от работы с Катей и Даней?

— Отличается. Во-первых, с музыкальной и культурной стороны происходит нетипичное взаимообогащение. Если утрировать, то мы с Димой — люди из одной среды, которые росли на Radiohead, а Слава — из той, где слушают Стравинского.

Это интересно. Мы друг друга напичкиваем музыкой, и это происходит непроизвольно. Кстати, Ярослав — в первую очередь музыковед, а потом уже пианист. Все-таки он учился на теории музыки: он прекрасно играет — но это не его профиль.

Кроме того, Слава — абсолютник, поэтому сам процесс превращения из «ля-ля-ля» именно в песню происходит быстро. Он хорошо чувствует текст, сразу его осмысляет, пропускает через музыку.

Мне поэтому и кажется, что альбом получился очень настроенческим — там все подтверждено музыкой. Ребята прямо положили текст, который я принес, туда, куда надо — то в стог сена, то на циновку, то на татами.

С другой стороны, процесс работы над музыкой стал, наоборот, сложнее, если сравнивать с Катей и Даней. И вот почему: у Кати и Дани не было никаких границ. Мы в плане творчества все были на отвал башки и понимали, что можно все. У Славы другая история. Когда долго чему-то учишься, у тебя формируются векторы. Например, когда мы работаем, он время от времени говорит: «Ребята, ваша идея — антимузыкальна», — и находит аргументы, объясняя, что он имеет в виду.

А для меня само понятие музыкального или антимузыкального — очень спорное, понимаешь? Из-за его образования у него есть какие-то определенные каноны, которые часто помогают довести песню до того, что нужно, а иногда как будто мешают. Он совершенно точно знает, как нужно делать, совершенно уверен в этом, и тогда возникают споры.

У Кати с Даней была абсолютная свобода в этом смысле. Хотя мы тоже спорили, потому что свобода — это еще и произвол, и можно как лебедь, рак и щука пойти в разные стороны, несмотря на эту свободу.

Давайте вспомним, как звучал OQJAV (а тогда еще — «Окуджав») пять лет назад, когда в группе с Вадимом Королевым играли Катя Павлова («Обе две») и Даниил Шайхинуров (Daniel Shake, ныне — группа «Мы»).

— Ярослав в интервью «Ножу» сказал, что ему понадобилось около десяти месяцев на адаптацию в группе. Как этот процесс выглядел с твоей стороны?

— Я со своей стороны не видел этого процесса адаптации. Мы познакомились в 2012 году и встречались раз в год, чтобы всю ночь говорить о жизни, женщинах, музыке, книжках — ну, короче, и это было хорошо и объемно. Потом мы не мучали друг друга всякими «Привет! Как дела?». Мне нравится такой характер дружбы, когда ты ни к кому не пристаешь, а просто раз в год встречаешься, все просторы вселенной бороздишь, взаимообогащаешься — и снова «пока».

Это так и продолжалось в музыке, и продолжается сейчас. С ним всегда интересно — это большая часть моей жизни и ближайший друг.

— Про вас постоянно пишут, что вы непошло говорите о сексе. Как ты относишься к таким словам и как, по-твоему, нужно писать о сексе, чтобы получалось непошло?

— Смотри, последний альбом, так или иначе, про любовь. Я не знаю, много в нем секса или мало — наверное, достаточно. Но для меня секс напрямую в чувственном плане и правда не отделяется от любви.

На самом деле, секса может быть ужасно много, когда ты в первый раз посмотрел на кого-то — даже без соития и все такое. А о том, как писать непошло — а ты как сам считаешь, в новом альбоме много про секс? Может быть, в альбоме много самого секса?

— В том и дело, что мне лично так не кажется. Еще у меня сложилось ощущение, что этот альбом более мужской, чем ваши предыдущие вместе взятые.

— Согласен. Я думаю, что в этом альбоме из-за маскулинности есть сексуальная составляющая в плане струнного натяжения какого-то, а не в плане описания какого-то процесса греха.

Мне кажется, он еще более мужской не только в плане «мальчик-девочка», а в плане возраста: он менее мальчиковый и более мужественный с точки зрения процесса. Это логично и по обычным причинам — я стал на два года старше с «Марты» и на четыре года старше с первого альбома. Это нормально. Плюс изменились обстоятельства.

Смотри еще, в самом сексе ничего пошлого нет. Мне чуть-чуть странно говорить о сексе — это же логично: все люди трахаются, все животные трахаются, земля крутится. Это то же самое, как смена времен года — самца тянет к самке, самку — к самцу, иногда исключения, понятно. Но все это суперестественно, поэтому для меня секс неотделим от всего происходящего. Согласен?

— Я был на ваших концертах в 2014 году и в этом году. И в хорошем смысле слова охренел от того, как вы перепридумали старые песни.

— Я понимал, что ни Даниила, ни Катю невозможно заменить: найти такую же секси-девочку с бас-гитарой, чтобы она при этом пела и была прекрасным «гармонистом», или такого же красивого, мужественного, со всех сторон талантливого чувака, как Даниил, — и при этом с таким голосом.

Зачем ставить задачи их заменить? Мы в какой-то момент встретились — это была удача, счастье, я рад тому, что там происходило; потом, естественно, все это развалилось, окей.

Когда появились пацаны, мы решили, что не нужно это все переплевывать. Я даже не знал, будут они петь или нет. Это я потом понял, что Славка отлично строит голоса и что вообще возможны три голоса.

Самое основное было — сделать эти песни так, как чувствуют ребята. Именно поэтому мы убрали часть выигрышных песен вроде «Китай-города»: ее любила публика, но мы просто не знали тогда, как ее исполнять. Скоро, наверно, вернем.

Некоторые песни зазвучали совершенно иначе — «Хаски», «Спектакль», «Джек». Мы действительно все перепридумали — это не было искусственно, я просто говорил: «Ребята, давайте попробуем сделать эти песни с нуля — так, как мы бы сейчас это сделали». Иначе было невозможно — очень странно было убирать одни партии и вставлять другие. Поэтому многие вещи были переосознаны.

— Немного прицеплюсь к словам — ты сказал, что все, «естественно, развалилось», говоря про Даню и Катю. Почему естественно? Это было предопределено, по-твоему?

— Естественно, потому что и Даня, и Катя писали и пишут песни. Когда создавались OQJAV, у Дани не было такой загруженности, а у Кати не было «Обе две» — это были два или три года затишья между альбомами. Там было с Катиной стороны голодание по музыке — у нее своей группы не было, и при этом был я, мы любили друг друга и понимали, что мыслим куда-то в одну сторону.

Мне очень нравилось и нравится до сих пор, что делает Катя, ей нравилось, что делаю я — и это как-то логично выросло в музыку. Я тогда писал песни больше, чем она — и так получилось, что песенником в этой группе стал я, а за красоту, вкус и секс отвечала Катя.

А то, что все, «естественно, развалится», мне изначально не казалось — это была сказка и удача.

У меня было такое ощущение в самом-самом начале, что откуда-то мне попались самые талантливые и самые свободные люди. Нам было классно, мы все время смеялись и так далее.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Нет, я тогда не рефлексировал о том, что это будет ненадолго или как-то еще. В любом случае, когда ты боишься потерять, то потеряешь. И я тогда не боялся — я понимал, что очень классно то, что происходит. Я был счастлив от музыки и процесса.

Затем у Кати возобновились «Обе две» — а когда ты делаешь свою песню, тебе всегда интереснее там. Это просто факт: в своей песне ты воспроизводишь себя максимально точно и объемно — будто детей рожаешь, хотя я еще ни разу не рожал детей, и такое сравнение голословно. В то же время у Даниила стали появляться песни — когда я услышал его песню «Скорпионы», у меня просто глаза на лоб полезли от того, как это было красиво и необычно. Я понимал, что я так не напишу — не в том смысле, что хуже или лучше, а в том, что он иначе мыслит. У него все получается талантливо — вне зависимости от жанра.

Ребят по-прежнему обожаю, просто на закате я понимал, что пишу, и пишу, и пишу, но мы при этом что творчески, что лично не так близки, как в начале. Это строилось на дружбе, любви и классной близости, но со временем это растворялось, растворялось, уходило — причем, со всех сторон.

В какой-то момент я просто понял, что пойду дальше в этом проекте и мне нужно больше, а ребята не могли мне дать этого, и поэтому мы разошлись.

— Следишь за тем, что сейчас делает Даниил? Как ты относишься к группе «Мы» и ее успеху?

— Очень хорошо. Мне кажется, это талантливые ребята. Я подписан на инстаграм Даниила, у нас по-прежнему много общих друзей, и мы общаемся раз в полгода, но шапочно.

Об успехе группы «Мы»: мне правда нравится, что делает Даня. Я с самого начала считал и продолжаю считать, что это страшно талантливый человек.

— «Листики-цветочки» получился очень многозвучащим — тут и свинг, и романс, и речитатив, и много того, чего раньше не было. Это со стороны как-то не вяжется с тем, что, как ты говоришь, в группе появился человек, у которого есть четкие понятия канонов, музыкального и антимузыкального. Как это получилось?

— Да черт его знает. Я говорил не о том, что у нас в группе появились каноны, а о том, что Славу им в том числе учили. Мы всегда в диалоге и всегда все обсуждаем.

Что касается жанра: есть вечный вопрос о том, что мы играем. Ты можешь назвать это «инди-попом», но в контексте эклектики ты никогда не поймешь, что это такое. Например, включишь песню «Цветочки» — и там босанова. Включишь что-то другое — а там рок-баллада. Почему это называется инди-попом, непонятно.

Я говорю все время «я», «я», «я», «мне», «мне», «мне» из-за начального посыла. Зачаток песни приношу я — и мы потом уже с ней работаем. Понимаешь, когда в метро у тебя рождается мелодия и текст песни «Цветочки», она уже не может не быть босановой. Вопрос аранжировки здесь стоит, но ты понимаешь, что она жанрово идет в конкретную сторону. И если ты всех обманешь и сделаешь из этого финскую польку, то это будет … [обман], который все считают. Песня не будет происходить и звучать, как надо.

Меня никогда сам по себе не интересовал эксперимент с музыкой. Мне всегда было важно, чтобы изначальный песенный вектор доводился максимально точно. Эксперимент ради эксперимента меня не интересует конкретно в этой группе и в данной музыке.

То, что альбом получается эклектичным, — случайность. Может быть, мне все время скучно? Но я не могу себе представить десять «Блондинок», и мы такие выпустили альбом с десятью ее вариациями.

С другой стороны, ты, может быть, преувеличиваешь в том, что альбом особенно разный. Я вот смотрю на «Марту» и понимаю, что там тоже был вернисаж — то старая одесская песенка, то райский «Китай-город». Просто мы живем без тыквы — что хотим, то и делаем. Видел, кстати, хурму в форме тыквы? Очень круто — размером с яблоко, в форме тыкве, со вкусом хурмы.

Когда мы выпускали именно этот альбом, я понимал, что песни «Листики» и «Блондинка» будут популярнее, чем «Цветочки», — озираясь вокруг, это несложно представить. Но ведь песню «Цветочки»-то я люблю не меньше. Я люблю баловаться и шутить, а не только сопли с асфальта собирать и за блондинками бегать. Все нормально.

Концерт

OQJAV

  • Где

    Пространство Aglomerat

  • Когда

    26.10.2018

  • Адрес

    Костомаровский пер., 3, на территории завода «Марс»

Материалы по теме:

«Техмаш» согласовывает с Минобороны техзадание на новую управляемую ракету «Монолит»
В концерне рассказали, что носителями новой ракеты станут все самолеты и вертолеты, которые могут применять неуправляемую ракету С-13Описание© Сергей Бобылев/ТАСС Концерн "Техмаш" (входит в Ростех) согласовывает с Минобороны России технические параметры новейшей высокоточной управляемой авиационной ракеты "Монолит" калибра 122 мм. Об этом ...
CNN: подчиненные Роберта Мюллера в январе допросили Марию Бутину
Дело Марии БутинойКак отмечает телеканал, подчиненные спецпрокурора встретились с россиянкой один раз и беседовали с ней около часаОписаниеМария Бутина© EPA-EFE/Press Service of Civic Chamber of the Russian Federation/HANDOUT Сотрудники аппарата спецпрокурора США Роберта Мюллера в январе допросили арестованную властями Соединенных Штатов россиянку Марию ...
Разговор с Михаилом Родиновым (The Retuses), который только что выпустил альбом «OMYT»
...
Порошенко заплатил Варфоломею за автокефалию церковными объектами
Получает подтверждение ранее озвученная информация, что украинский президент Порошенко, заплатил за автокефалию передачей храмов и монастырей под личное управление константинопольского патриарха Варфоломея. Об этом сообщает украинское издание "Вести". Как пишет издание, передача храмов и монастырей Варфоломею, была закреплена в договоре, который подписали ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика