За что мы любим Мэттью Вайнера — автора «Безумцев» и «Романовых»
Фотография: Michael Kovac / Gettyimages.ru
В эту пятницу Amazon начнет показывать новый сериал Мэттью Вайнера — антологию про потомков русской императорской фамилии. К премьере «Романовых» Игорь Кириенков вспоминает творческий путь человека, придумавшего Дона Дрейпера, Пегги Олсон и Джоан Холлуэй.
Когда и с чего он начал?
С непритязательных эфирных ситкомов во второй половине 90-х — «Тусовщица», «Голая правда», «Фирменный рецепт», — пока пилот его «Безумцев» не попал к Дэвиду Чейзу, рулившему тогда «Кланом Сопрано». Он пригласил подающего надежды автора в команду сценаристов, сделал исполнительным продюсером (две «Эмми» — в 2004-м и 2007-м) и даже предложил сыграть маленькую роль эксперта по мафии. Все это время Вайнер пытался пристроить куда-нибудь дорогое сердцу ретрошоу про рекламщиков и, получив отказ от HBO, Showtime и FX, оказался на AMC — канале, который прежде не заказывал оригинальных сериалов. И который целиком Вайнеру доверился.
Как он пишет и снимает?
Тщательно, чтобы не сказать деспотично. На протяжении восьми лет Вайнер отвечал в «Безумцах» за все, включая реквизит. Он написал большую часть эпизодов, снял финалы всех сезонов и очень много работал с артистами: это из-за него Джон Хэмм и Элизабет Мосс теперь нарасхват. В результате получился один из главных сериалов всех времен, окончательно уравнявший в правах большое телевидение и литературу: Чивер, Апдайк, Беллоу, Рот, Франзен, Вайнер — теперь это вполне легитимный ряд авторов, расколдовывающих Америку второй половины XX века.
Особенности вайнеровской драматургии вообще проще всего объяснять через прозу: он пользуется теми же, по сути, композиционными приемами, что и его великие предшественники, играя с разными слоями повествования, повторяющимися символами, многозначными образами. Все это плотно затянуто в корсет костюмной мелодрамы, которую одни смотрят с початой бутылкой, а другие с открытой в телефоне «Википедией», — удовольствие от того, как это сделано, можно получить сразу на нескольких уровнях.
Вайнер также задал новые стандарты исторической скрупулезности, которую — как правило, неудачно — пытались имитировать каналы победнее. 1960-е вернулись в поп-культурное сознание в том числе благодаря «Безумцам»: обнаружилось, что эта эпоха почти одинаково резонирует с самыми разными современными тенденциями. Не то исполненные тоски проводы старого мира, не то гимн эмансипации, феминизму и политкорректности, которые уже не конфликтуют с корпоративным капитализмом, а находятся с ним в более замысловатых отношениях, — при желании нетрудно отыскать аргументы для сторонников обеих трактовок, но есть вещи, которые прочитываются вполне однозначно. «Безумцы» — это сериал про то, что с выгорающими на работе людьми делает одиночество. И про то, можно ли найти от него лекарство, — ну, помимо той же самой работы.
Что было после «Безумцев»?
Продолжительный ступор. Вайнеру не писалось год, пока он не согласился заглянуть в резиденцию для художников Яддо. Здесь Вайнер начал то, что впоследствии стало его первым романом, — триллер «Heather, the Totality» про рабочего, который влюбился в девушку совсем из другой лиги. Дебют уважаемого сценариста оценили Зэди Смит, Майкл Шейбон, Филип Пулман и еще несколько влиятельных англоязычных прозаиков, но прошлой осенью Вайнеру было уже не до восторженных отзывов на обложке. Во-первых, он анонсировал «Романовых». Во-вторых, его обвинили в неподобающем поведении.
По воспоминаниям сценаристки «Безумцев» Кейтер Гордон, как-то вечером за работой Вайнер потребовал, чтобы она разделась. Гордон поддержала продюсер-консультант Марти Ноксон: она назвала Вайнера «эмоциональным террористом», который вполне на такое способен. Теперь вокруг этих и других заявлений о свойствах вайнеровского характера строится каждый новый профайл сценариста — и не сказать, чтобы он находчиво и убедительно все отрицает. «Со мной было трудно», «Если я кого-то обидел, хочу извиниться». В целом — нет, совсем не этих слов дожидались от Вайнера бывшие коллеги.
-
1965
29 июня - 1974
- 1987
- 1990
- 1991
-
1995
1995–1998 годы - 1996
- 1999
-
1999
Лето 1999 года -
2000
2000–2002 годы - 2002
- 2004
-
2004
Осень 2004 года - 2006
-
2007
19 июля - 2007
-
2008
2008–2011 годы - 2011
- 2011
- 2013
-
2015
17 мая - 2016
-
2017
9 ноября -
2017
14 ноября -
2018
12 октября
-
1965
29 июня - 1974
- 1987
- 1990
- 1991
-
1995
1995–1998 годы - 1996
- 1999
-
1999
Лето 1999 года -
2000
2000–2002 годы - 2002
- 2004
-
2004
Осень 2004 года - 2006
-
2007
19 июля -
2007
-
2008
2008–2011 годы - 2011
- 2011
- 2013
-
2015
17 мая - 2016
-
2017
9 ноября -
2017
14 ноября -
2018
12 октября
-
Родился в Балтиморе
-
Переехал с родителями в Лос-Анджелес
-
Закончил Уэслианский университет, в котором изучал литературу, историю и философию
-
Получил степень магистра в киношколе Университета Южной Калифорнии
-
Женился на архитекторе Линде Бреттлер
-
Работал над сериалом «Голая правда»
-
Работал над сериалом «Тусовщица»
-
Работал над сериалом «Фирменный рецепт»
-
Написал (в стол) пилот «Безумцев»
-
Работал над сериалами «Энди Рихтер контролирует вселенную», «Свояки» и «Бэби блюз». Продюсировал «Фирменный рецепт»
-
Отправил Дэвиду Чейзу пилот «Безумцев» — и начал писать «Клан Сопрано»
-
Стал продюсером «Клана Сопрано». Первая «Эмми»
-
Учился на сценариста в Школе кино и телевидения в университете Южной Калифорнии
-
Попытался продать пилот «Безумцев» HBO, Showtime или FX
-
Премьера «Безумцев» на AMC
-
Еще одна «Эмми» за «Клан Сопрано»
-
Четыре подряд «Эмми» за «Безумцев»
-
Озвучил бизнесмена в «Симпсонах»
-
Попал в список самых влиятельных людей мира по версии Time
-
Выпустил свой фильм «Ты здесь». Пресса разгромная
-
Вышла последняя серия «Безумцев»
-
Снял 12-ю серию 4-го сезона «Оранжевый — хит сезона»
-
Кейтер Гордон обвинила Вайнера в неподобающем поведении
-
Вышла его книга «Heather, the Totality»
-
Премьера «Романовых» на Amazon Prime
О чем «Романовы»?
Про людей, которые считают себя наследниками царской семьи и строят вокруг этого (возможно, мнимого) факта свою идентичность. Восемь независимых друг от друга серий, восемь стран-локаций, 50 миллионов долларов бюджета, Изабель Юппер, Дайана Лейн, Аарон Экхарт, Кристина Хендрикс, Джон Слэттери, Аманда Пит, Кэтрин Хан, Кори Столл, Евгения Брик и другие на главных и не очень ролях — в 2018-м уже не будет сериала статуснее и громче. В пятницу Amazon выложит две первые серии, а следующие шесть недель будет выпускать их по одной. Продолжительность каждого эпизода — от 60 до 90 минут.
Что про них пишут первые зрители?
Ничего особенно хорошего. Даже немногочисленные симпатизанты, посмотревшие первые три серии, отмечают: при всех достоинствах «Романовым» недостает цельности и сфокусированности. Критики, которые настроены еще менее сочувственно, фиксируют неспособность автора подняться над своим — буквально — цветом кожи, полом и классом: лучше всего выписанный персонаж — белый мужчина в депрессии; где-то мы такое уже видели. Наконец, самые разъяренные обозреватели сравнивают «Романовых» с откровенно халтурным «Кризисом в шести сценах» Вуди Аллена, выпущенным на той же платформе в 2016-м. Рефрен всех без исключения рецензий — ах, отчего же это снова не «Безумцы»; ох, почему режиссер любуется своими противными героями, — и авторы не замечают тут никаких противоречий. Похоже, если кто и изменился, то это явно не Вайнер, а преданная ему прежде аудитория. Переросла ли она бывшего кумира или, увлекшись чисткой рядов, утратила эстетическое чутье, выяснится совсем скоро.