«Случалось голодал, но у родителей деньги не брал». Художник о звонках министру и о работе одной левой

На визитке народного художника Беларуси Василия Шаранговича кроме стандартных перечислений — фамилия, имя, отчество, звания, адрес, телефоны — иллюстрация к поэме Адама Мицкевича «Пан Тадеуш». Сегодня оригинал этой работы хранится в коллекции Национального художественного музея.

«Случалось голодал, но у родителей деньги не брал». Художник о звонках министру и о работе одной левой

Художник-график — главная роль Василия Петровича. А потом уже — заведующий кафедрой Белорусского государственного театрально-художественного института (сегодня это Академия искусств) на протяжении 17 лет, ректор Белорусской государственной академии искусств с 1989 по 1997 год, первый директор Музея современного изобразительного искусства (сегодня это Национальный центр современных искусств).

«Пайшоў па марозе 13 кіламетраў, каб пабачыць рэпрадукцыю Васняцова»

— Адразу папярэджу — буду казаць па-беларуску. Па-руску нязвыкла, — предупреждает Василий Петрович, пока мы осматриваемся в его мастерской, что в знаменитом Доме художников на улице Сурганова в Минске. — Бацькі размаўлялі толькі па-беларуску. Маці скончыла шэсць класаў польскай школы. Па тым часе для вясковага чалавека гэта было надта многа. Яна і ў сёмым вучылася, але ў яе ўкралі пісьмовыя прыналежнасці, а купіць іншыя не было за што. Бацька таксама быў пісьменны, але ў яго адукацыя — чатыры класы царкоўна-прыхадской школы. Усё жыццё ў кузні працаваў, 95 гадоў пражыў. Для яго галоўнае было, каб чалавек знайшоў сваю справу. Маўляў, займайся, чым хочаш. А маці разумела маё захапленне мастацтвам. Яна і сама любіла маляваць, алоўкі купляла. На Мядзельшчыне ў маёй хаце дагэтуль вісяць два яе малюнкі — кветкі з натуры. Яна ўзоры для ткацтва сама рабіла. Па іх уся вёска ткала.

«Случалось голодал, но у родителей деньги не брал». Художник о звонках министру и о работе одной левой

Василий Петрович вспоминает забавную историю, когда он впервые всерьез задумался, что рисование может стать его профессией.

— Тады вучыўся ў шостым класе. Нехта мне сказаў, што ў мядзельскай сталоўцы павесілі карціну — рэпрадукцыю «Трох багатыроў» Васняцова. А да той сталоўкі ад нашай вёскі ісці 13 кіламетраў. Была зіма, але я вырашыў, што абавязкова павінен паглядзець тую карціну. У нядзелю з раніцы пайшоў, а ў вечары назад. Бацькам нічога не сказаў, бо, вядома, яны б не пусцілі так далёка пехатою па марозе. Ну, паглядзеў я на тую карціну, тады падалося: «Ого!». Але насамрэч гэта была дылетанская рэч.

«Стыпендыя была 140 рублёў, а 90 з іх плаціў за кватэру»

«Случалось голодал, но у родителей деньги не брал». Художник о звонках министру и о работе одной левой

В 1955 году Василий Шарангович стал студентом художественного училища и с тех пор живет в Минске. В мастерской сохранился один предмет, который напоминает о том времени. Это самодельный мольберт. Подарок отца сыну-первокурснику.

— Мальберцік на тры нагі бацька выразаў з дрэва. Я патлумачыў, як зрабіць, і ў яго добра атрымалася. Калі я студэнтам быў, на пленэры ездзіў з гэтым мальбертам.

В то время минское художественное училище находилось в здании театра оперы и балета. И студент очень быстро пересмотрел почти весь репертуар. Правда, оперные арии слушал не в партере, а за кулисами или… прямо на сцене.

«Случалось голодал, но у родителей деньги не брал». Художник о звонках министру и о работе одной левой

— У вучылішчы плацілі стыпендыю — 140 рублёў, але 90 з іх аддаваў за кватэру. Прыходзілася здымаць пакойчык, бо інтэрната тады не было. Здаралася, і галадаў, але ў бацькоў грошы ніколі не браў. Словам, жыві, як хочаш.

Я быў тонкі, але фізічна развіты — у кузні ж увесь час з бацькам працаваў. І мяне запрасілі ў міманс. За выхад на сцэну плацілі па два рублі. Пастаіш з кубкам якім ці з чым там яшчэ па сюжэце трэба — так падзарабляў. Амаль кожны вечар у тэатры заставаўся.

«Случалось голодал, но у родителей деньги не брал». Художник о звонках министру и о работе одной левой

«Спачатку намаляваў сына, а потым ён нарадзіўся»

В мастерской Шаранговича — галерея портретов его современников. Актриса Стефания Станюта, классики белорусской литературы Василь Быков, Владимир Короткевич, Рыгор Бородулин и многие другие, с кем был знаком. Над этой серией работает сейчас. Но в творческой биографии художника живопись была и остается на вторых ролях.

«Случалось голодал, но у родителей деньги не брал». Художник о звонках министру и о работе одной левой

В первую очередь Шарангович — график. Проиллюстрировал едва ли не всю классику белорусской литературы. Только к поэме «Новая зямля» Якуба Коласа сделал 90 акварельных композиций. Вспоминает, как оформлял сборник стихов Рыгора Бородулина «Адам и Ева» и большинство его поэм, которые впервые публиковались в журнале «Маладосць».

— Барадулін да ілюстрацый даволі проста ставіўся: зрабіў і добра.

«Случалось голодал, но у родителей деньги не брал». Художник о звонках министру и о работе одной левой

В семье Василия Петровича шутят, что сына своего он сначала нарисовал, и только потом Владислав родился. Мол, его детский образ — и особенно улыбка — напоминает главного героя книги Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Эту книгу Василий Петрович иллюстрировал в 1970-м.

«Случалось голодал, но у родителей деньги не брал». Художник о звонках министру и о работе одной левой

«У 1990-я мастацтва было на ўздыме»

В годы перестройки Василий Шарангович возглавил Белорусскую государственную академию искусств. Тогда ректора выбирал коллектив вуза.

— На майстэрню у мяне тады мала часу заставалася. Гэта ж цяжкі, пераломны перыяд, але мастацтва было на ўздыме. А справам акадэміі добра дапамагала, што мяне ведалі ва ўладзе. Пры агульнай нястачы ў краіне ў 90-я як было забяспечыць студэнтаў паперай, матэрыяламі для вучобы? Даводзілася выкарыстоўваць, як цяпер кажуць, адміністрацыйны рэсурс. Напрыклад, заказалі мы фарбы для Акадэміі і атрымліваем вялікі кантэйнер, большы, чым разлічвалі. А гэта нам памылкова прывезлі яшчэ і заказ нейкай крамы. Патэлефанаваў я міністру, і пытанне вырашылася. Грошы знайшліся, і Акадэмія змагла выкупіць увесь кантэйнер. Фарбаў хапіла на шмат гадоў…

«Случалось голодал, но у родителей деньги не брал». Художник о звонках министру и о работе одной левой

«Левая рука — для фізічнай працы, а правая — для інтэлектуальнай»

В январе Василию Шаранговичу исполнилось 80 лет. А незадолго до юбилея народного художника в курортном поселке Нарочь открылась его персональная галерея.

— Я родам з Качаноў. Гэта маленькая вёска на Мядзельшчыне — 32 хаты. І ўявіце сябе, усе яны і сёння стаяць, а людзей няма. Ніводнага чалавека…

Но лица родных людей остались в памяти и… на бумаге.

«Случалось голодал, но у родителей деньги не брал». Художник о звонках министру и о работе одной левой

— Вось гэты вобраз з майго бацькі напісаны, — показывает график свою этапную работу — литографию «А хто там ідзе?». — Бацька ж у кузні ўсе жыццё працаваў. Дык рукі ў яго такія былі… (сжимает пальцы в кулак. — Прим. TUT.BY) Кожная, як мае дзве! У дзяцінстве бацька мне казаў: «Калі не паступіш — вернешся дадому, будзеш каваць». І дагэтуль я не стаў цалкам гарадскім. Дарэчы, вясковыя справы я левай рукой усё жыцце рабіў. Па прыродзе сваёй ляўшун, але ў дзяцінстве мяне перавучвалі на правую. Так па жыцці і пайшло, што правая рука — для інтэлектуальнай працы. Такім чынам, калі маляваць, то правай, а калі рэзаць гравюры, то левай.

«Случалось голодал, но у родителей деньги не брал». Художник о звонках министру и о работе одной левой

Василий Шарангович — народный художник Беларуси, профессор, лауреат государственной премии Беларуси — присуждена за серию автолитографий «Памяці вогненных вёсак» в 1986 году. К 80-летию художника в курортном поселке Нарочь Мядельского района открыта персональная художественная галерея Василия Шаранговича. В постоянную экспозицию художник передал 130 работ.

Источник

Материалы по теме:

Асмус поразила фанатов откровенным фото без белья
Актрису даже заподозрили в манипуляции со снимком ...
21 новый ресторан и бар, которые откроются в Москве осенью 2019-го
Рынок в спальном районе, израильское кафе в «Доме культур», ресторан от владельца козьей фермы «Коза Ностра», мескалерия в Veladora и паб-театр The Abbey Players — гид «Афиши Daily» по важным ресторанным открытиям осени 2019-го. ...
Медведев поручил Минприроды проверить проект завода по розливу воды на Байкале
Ранее во вторник премьер рассказал, что получил много обращений от граждан на этот счетОписаниеУкладка труб для забора воды для завода компании "Аквасиб" по розливу байкальской воды в поселке Култук© Кирилл Шипицин/ТАСС Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, который совершает рабочую поездку в Красноярский край, ...
Kinodanz отказалась от иска на 1 млн рублей к BadComedian
Ранее сообщалось, что стороны пришли к соглашениюОписаниеПродюсер кинокомпании Kinodanz Евгений Мелентьев© Артем Геодакян/ТАСС Красногорский суд Московской области прекратил производство по иску кинокомпании Kinodanz к видеоблогеру BadComedian (Евгений Баженов) на 1 млн рублей, передает корреспондент ТАСС из зала суда. "Прекратить производство в связи с ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Яндекс.Метрика