«Продаю свою машину, чтобы сделать мерч»: интервью с лидером «Увулы» об инди и бедности

«Продаю свою машину, чтобы сделать мерч»: интервью с лидером «Увулы» об инди и бедности

Фотография: Герман Шумахер

Петербургско-московская группа «Увула» играет печальный и спокойный дримпоп о неспокойных вещах. Недавно у группы вышел альбом «Нам остается только ждать». Владимир Завьялов поговорил с лидером «Увулы» Алексеем Августовским о советском синтипопе как детском влиянии, «Ионотеке» как пройденном этапе и заработке музыкой как выживании.

— Ты говорил, что тебе отец ставил INXS и Joy Division. Ты из меломанской семьи?

— Думаю, что могу прорекламировать своих родителей в хорошем свете. Мама в детстве мне пела колыбельную и песню «Город золотой» Гребенщикова, так что в целом буквально с младенчества я начал приобщаться к чему-то хорошему в плане музыкального вкуса. Это оказалось для меня большим и важным толчком в жизни. За это спасибо моим родителям.

— А что вообще в детстве слушал?

— На первом плеере у меня был первый альбом Arctic Monkeys, он был заслушан полностью до дыр. Что касается остального: у меня была небольшая школа российской волны 80-х, потому что отец был погруженным во все это, имел знакомства с некоторыми группами. Поэтому я слушал в детстве группу «Игры», а также стандартный набор — Майк, БГ, «Кино», среднестатистический путь человека с более-менее благоприятным вкусом в России.

— А по твоей музыке слышно, что как будто бы ты не на советской волне 80-х рос, а на британской: C86 и прочее.

— Я потом уже, когда был постарше, слушал The Strokes и Klaxons, и в принципе британская волна мне нравилась. Но бритпоп для меня вообще не был никогда в фаворитах. Сейчас я отношусь к нему довольно негативно, за редким исключением.

— А еще вы в том же интервью говорили: «Мы ничем не отличаемся от группы «Кино».

— Это шутка. Мы тогда давали интервью втроем, и это сказал наш клавишник. Просто он решил немного подшутить над журналистом, потому что ты часто сталкиваешься с тем, что люди не готовятся к интервью или сам подход немного нестандартный. Например, на интервью в Туле нас спрашивали, были ли мы в клубе «1703». И оправданием было то, что мы типа из Питера.

Мне кажется, не стоит уделять этому вопросу внимание. Это было сказано очень навеселе. Но я остаюсь почитателем творчества «Кино». Много их треков до сих пор производят на меня впечатление, поэтому нельзя говорить, что в моей жизни этого не было.

— О новом альбоме. «Выбежим на улицу, мы будем кричать, невозможно молчать». Насколько тебя беспокоит происходящее вокруг?

— Я молодой человек, занимающийся творческими делами, и на мне сказывается давление разных кругов: на то, как я выгляжу, что я думаю, читаю и смотрю в интернете. Это выражение своих достаточно искренних мыслей на тему того, что унижение, шейминг, оскорбление и ущемление прав очень влияет на всех нас — на молодых людей. Мы этого откровенно не заслуживаем.

— О каких кругах идет речь: власти, обществе или тех и других вместе?

— Не знаю, я бы не хотел разбрасываться понятиями, навешивать ярлык или причислять себя к рядам. Но я точно не из тех, кого устраивает происходящее в России.

— «Надеюсь, «Увула» больше никогда не выступит в «Ионотеке» — цитата. Почему?

— Это тоже полная … [ерунда]. Мы многократно играли в «Ионотеке». Почему так сказали? Мы в момент выхода того интервью выпустили хороший альбом, стали думать о себе чуть лучше и надеялись на то, что этот этап в нашей жизни прошел и мы не будем с этим клубом связаны, потому что мы не считаем его близким нам.

— И вы этот этап прошли?

— Да, безусловно. И достаточно давно (смеется). Первый альбом вышел в 2016-м: времени прошло максимально много, да и мне не 17 лет. Да, это определенный афоризм: тогда мы думали совсем о другом, и это интервью — ностальгическое, а не реальное.

Я никогда не стану отказываться от того, что в нашем пути было это место и оказало нам услугу, потому что мы нашли там свою первую аудиторию. Сейчас я не очень представляю себя на сцене этого клуба и предпочту, чтобы в будущем это место даже не упоминалось. Хотелось бы существовать в иной системе координат.

А вот так проходили выступления «Увулы» в петербургском клубе «Ионотека»

— Как раз о раннем этапе: как вы вообще познакомились? Почему‑то про это нигде информации нет.

— Мы очень давно, наверное, в 2015 году, с гитаристом «Увулы» Сашей были на юге. Мы жили аскетами в палатках и ежедневно не делали ничего — только готовили еду, читали и ходили по пляжу. А еще играли на гитарах — так и пришли к выводу, что мы хотим сделать лоуфай-группу и начать играть. По приезде мы с запалом и приливом сил взялись за инструменты, придумали треки, среди знакомых пытались собрать состав — им существовали, наверное, год.

После того как я понял, что нашей музыкой начинают интересоваться, у меня появились амбиции сделать материал чуть более серьезным — и мы приняли решение найти более квалифицированных музыкантов, и так, воруя у других групп музыкантов, мы начали потихонечку успевать, и наш альбом «Я думал, у меня получится» дал нам дорогу в большую жизнь больших фестивалей, монетизации, клевых фанатов, которые нас очень сильно поддерживают.

— А как ваши первые концерты проходили?

— Максимально весело. На первом концерте мы сыграли пять песен, потому что у нас больше не было. Мы напивались вусмерть каждый раз и были в неблагоприятном состоянии. Наш третий концерт был в 4 или 5 утра. Там было 12 человек, я скакал по залу, мы еле извлекали из себя что‑то наподобие звуков.

Мы тогда жили беззаботно и без мысли о том, что мы можем собрать аудиторию музыкой. Для нас не было никаких преград, которые нас останавливали.

— Предыдущий альбом, по твоим словам, вы записали на деньги с мерча и концертов. Мерч правда приносит хорошие деньги для музыканта?

— Сейчас все изменилось: есть статьи доходов и расходов, они суммируются. Что нам совсем не приносит деньги, так это изготовление кассет. Но мы таким образом отдаем дань эстетике и считаем, что продвижение этого продукта — это здорово. Я коллекционирую кассеты, увлекаюсь этим и продвигаю эту культуру в массы.

Кассеты — это дотация, а остальной мерч — это очень важно. В первую очередь это культура самовыражения, шанс дополнить свой образ, продемонстрировать иные возможности продолжить творческую идею. Я с отдельным увлечением подхожу к работе с художниками и пытаюсь грамотно коллаборировать с талантами.

Дебютный альбом «Увулы»

— Вы очень большое внимание уделяете мерчу. Расскажи подробнее о работе с художниками.

— На самом деле это очень тернистый путь. Категорически сложно найти своего человека, потому что у каждого — разное видение. Я с неопытным взглядом и человек с опытным взглядом должны слиться воедино и сделать что‑то корректное. Методом проб и ошибок я стараюсь подыскивать людей на профильных сайтах типа Behance, а иногда даже и в Instagram и оставлять на перспективу каких‑то художников, с которыми мне бы хотелось работать в дальнейшем.

Сейчас мы работаем с дизайнеркой под псевдонимом arrrrrrrrrisha. Я избрал концепцию с одним дизайнером на долгую перспективу. Мне кажется, что разобщенность дизайн-концепции может пойти во вред группе. Мы хотим продолжать работать в едином стиле, но вносить новые интересные идеи, которые могли бы снова порадовать ребят.

— Если подытожить: что глобально изменилось в жизни «Увулы» с момента выхода первого альбома по сегодняшний момент?

— Изменения крайне глобальные. Мы выросли от ребят, которые играли в гаражных клубах и писали музыку в аудиокарту, до представителей сцены, которых уважают и о которых говорят. У нас есть крепкая и очень льстящая нам дружественная фан-база. Мы чтим это и будем делать все возможное, чтобы дальше радовать чуваков релизами — пусть они и выходят редко, потому что мы живем в разных городах. Но я хочу совмещать несколько увлечений в своей жизни, чтобы двигаться дальше по тому или иному принципу.

— Ты говорил, что продолжаешь не видеть себя музыкантом до конца своих дней. Ты боишься, что тебе это надоест, или в принципе не хочешь фокусироваться на одной лишь музыке?

— Я не хочу делать ставку на музыку как на дело всей моей жизни. Может быть, это глупый и необоснованный концепт, но мне хочется быть не только музыкантом, но и человеком. Я считаю, что для этого нужно получить образование, довести свое увлечение до проектной мощности, чтобы оно могло тебе помогать. Если у тебя не будет навыков, ты останешься не у дел.

— А музыкант разве не может быть человеком?

— Я думаю, что в нашей стране это сложно, если ты поешь на русском, делаешь на это ставку и ты не рэпер. Очень мало групп из тех, что есть на сцене, добиваются коммерческого успеха, который позволяет тебе жить, путешествовать, заводить семью. Я не хочу жить в условиях, когда моя жизнь зависит от того, сколько ребят послушают мою музыку. Мне кажется, что можно совмещать разные сферы и быть успешным не в чем‑то одном.

Мне бы хотелось стать больше человеком, чем музыкантом.

Алексей Августовский
«Увула»

— Это не глупый, а довольно редкий концепт. Обычно музыканты после появления известности, наоборот, уходят с работ и полностью концентрируются на музыке.

— Видишь ли, нас пять человек. Это невероятно много в плане расходов, передвижений. Нас всех нужно кормить, нам всем нужно спать, нам всем нужно ездить из одного города в другой. По этой причине весь наш доход сильно разбрасывается по разным сферам и идет, скорее, на выживание, чем обогащение.

Несмотря на успех в соцсетях, я на данный момент еще в огромных страшных долгах. Как это ни странно, на этой неделе я продаю свою машину, чтобы сделать мерч. У меня совсем не респектабельное авто, но сама фраза достаточно красочно звучит — таковы реалии современного российского музыканта. Для того чтобы что‑то сделать, ты должен кучу всего продать, очень у многих занять. Только такой путь даст тебе возможность прогрессировать и радовать только таким контентом, каким хочешь. На последнем релизе мы сделали большой рывок в плане звука — и это не должно остаться незамеченным. Тем не менее, это стоило нам больших трудов и финансовых вложений.

— Стриминг помогает музыканту сейчас?

— Он нам сильно помогает в те моменты, когда нам кажется, что уже все, мы сейчас погибнем, мне опять нужно у кого‑то перекредитовываться. И я просто захожу на свой кабинет, и он присылает мне какие‑то сто долларов, которые я могу снять и заплатить за какую‑то услугу.

До нового альбома стриминг был палочкой-выручалочкой, который приносил нам спасительные средства, благоприятно влияющие на нашу жизнь. Что касается нынешней истории, я очень надеюсь, что сейчас стриминг станет нашей полноценной причиной жить лучше, больше улыбаться, путешествовать, интересоваться чем‑то новым, покупать новое оборудование.

Мы с начала основания группы, кстати, еще не укомплектовывались чем‑то новым. Мы играем чисто на своем — на том, что продали-купили на свои деньги, заработали сами. Например, у нашего басиста до сих пор нет нормального баса. Поэтому когда я говорю о пяти людях в одной группе, я подразумеваю, что у нас даже нет денег на оборудование, на котором мы бы могли сделать клевое шоу. У нас есть очень много запросов, которые мы не можем удовлетворить, потому что мы кредитуемся и живем в каких‑то стесненных условиях.

Совместный трек 044 Rose и «Увулы» — редкий по нынешним временам фит инди-группы и рэпера

— Фиты с 044 Rose и Saluki. Как они получились?

— 044 Rose мне написал сам. Я вообще не знал, кто это. Я слежу за сценой в целом и происходящим, делаю какие‑то пометки, кто нравится, а кто нет, а про 044 Rose мне друг сказал, что это клевый чел из Украины, у которого есть свой лейбл.

Все случилось благодаря его сообщению в «ВК». Через некоторое время он вписывался у меня в Питере дома. Это был мой первый контакт с кем‑то с Украины — это положило начало крутой дружбы с другими ребятами оттуда.

После 044 Rose на меня вышел Сеня (Saluki. — Прим. ред.). То есть я, наверное, являюсь каким‑то родоначальником фитов гитарных бендов с хип-хоп-артистами, потому что раньше я такого не встречал. Мне кажется, что это получился очень клевый опыт.

Saluki оказался очень экспериментальным и талантливым. Мне работать с ним понравилось, и я думаю, что нам представится возможность сделать что‑то вместе, у нас хороший коннект. Я всегда рад любым его новым релизам и предложениям. Что касается 044 Rose, у меня несколько изменились приоритеты. Очень часто любят писать, что мы — часть 044, но это абсурд. Это был всего один трек.

— Строчка про «Что весит мое слово против твоих двух строк, когда я арестован, когда я пойман был» в песне «Пепел»: отсылка к реальной истории или фигура речи?

— Меня спалили на измене. Трек об этом. О том, что я делаю выводы из своих поступков.

Вообще, я не люблю раскрывать свои посылы. Мне кажется, важнее, чтобы каждый человек находил для себя что‑то свое и отражал личные мысли — и текст трека сочетал их. Это будет секрет, который я раскрою, но в следующий раз буду внимательнее!

«Увула» выступят 27 апреля в Петербурге и 30 апреля в Москве.

Материалы по теме:

В Екатеринбурге после несогласованной акции госпитализировали трех пострадавших
Ситуация вокруг строительства храма в ЕкатеринбургеПротесты горожан на месте строительства храма святой Екатерины прошли 13 и 14 маяОписание© Марина Молдавская/ТАСС Три человека госпитализированы после несогласованной акции 14 мая в сквере в центре Екатеринбурга на месте строительства храма святой Екатерины. Об этом сообщили в ...
Украинский боксер Усик победил в первом бою в супертяжелом весе
Команда соперника отказалась от продолжения поединка ...
Израиль применил «Железный купол» для перехвата ракеты, выпущенной из Сирии
Публикуются подробности нанесения израильской боевой авиацией ударов по территории аэропорта Дамаска. Напомним, что ранее информагентство SANA опубликовало материал, в котором было заявлено, что удар ВВС ЦАХАЛ был отражён средствами сирийской ПВО.В новых сообщениях из Сирии говорится о том, что израильский удар по ...
В московском метро не планируют вводить зональные тарифы на проезд
Отмечается, что метрополитен разрабатывает возможность единой билетной системы считывать зональные тарифы электричекОписание© Татьяна Макеева/ТАСС Московский метрополитен опроверг информацию ряда СМИ о намерениях ввести зональные тарифы на проезд. Сейчас прорабатывается возможность единой билетной системы считывать зональные билеты электричек, сообщили ТАСС в пресс-службе подземки. "В ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Яндекс.Метрика