Посторонним В: почему стоит читать биографию Венедикта Ерофеева

Посторонним В: почему стоит читать биографию Венедикта Ерофеева

Фотография: Виктор Баженов/PhotoXPress

К 80-летнему юбилею Венедикта Ерофеева в Редакции Елены Шубиной вышла книга Олега Лекманова, Михаила Свердлова и Ильи Симановского «Венедикт Ерофеев: посторонний». Егор Михайлов считает, что первая биография автора поэмы «Москва — Петушки» удалась.

Олег Лекманов, вообще-то, специалист по литературе первой половины XX века: он написал для ЖЗЛ биографию Мандельштама, а вместе со Свердловым — биографию Есенина и эталонную вступительную статью к собранию сочинений Николая Олейникова. Ерофеев родился на излете тридцатых (Олейников уже погиб, Есенин покончил с собой, Мандельштам доживает последние недели) и на первый взгляд кажется в этом ряду лишним, посторонним (sic!). Но, если вдуматься, именно там ему и место: Ерофеева невозможно и сравнивать с его ровесниками, он одной поэмой и еще горстью менее известных текстов заработал себе место среди писателей серебряного и золотого века. Думается, Гоголь — автор еще одной великой прозаической поэмы — ближе Ерофееву, чем любой из советских семидесятников.

Лекманов со товарищи в биографии деликатно, но скрупулезно разгадывают загадку Ерофеева. Они исследуют многочисленные, хотя и не всегда надежные воспоминания современников (кроме очевидных имен в эпизодах появляются Алексей Кортнев и даже четырнадцатилетний Антон Долин), письма и заметки самого Ерофеева. Ключи они ищут и в поэме «Москва — Петушки», герой которой во многом автобиографичен, — и в итоге получают масштабный и исчерпывающий портрет тихого гения.

Посторонним В: почему стоит читать биографию Венедикта Ерофеева

Самое интересное, что для того, чтобы собрать из всех элементов цельную личность Ерофеева, приходится разделить ее на две линии. Электропоезд идет сразу по двум путям, реальная жизнь Венедикта преломляется и превращается в литературную судьбу Венички (у Ерофеева вообще много имен, друзья и родственники называют его то Веней, то Веной, то Беном, то Ерофеем). А потом и наоборот: ангелы в поэме убивают Веничку, вонзив ему шило в самое горло, а двадцать лет спустя рак горла свел в могилу Венедикта — даже самые беспристрастные биографы не могут проигнорировать это почти мистическое совпадение.

Само слово «посторонний» из заглавия в тексте биографии проскальзывает лишь дважды. Один раз применительно к герою книги: «Изначально Веничка в городе — «посторонний»; столица словно отторгает его, не пуская в свое «сердце», Кремль, и всякий раз выталкивая к Курскому вокзалу». Второй — к реальному Венедикту: «Споры русских и евреев теперь, кто повинен в коммунистической революции, Бобчинский и Добчинский. Сравнить», — иронически, как посторонний, отметил он в записной книжке 1973 года».

Но именно это слово точнее всего описывает парадоксальное место Ерофеева в русской литературе. Он оказался всюду посторонним, по собственной воле выпадающим из времени, тусовок и самой советской реальности — и при этом оказался своим: Ерофеев притягивал к себе людей. А «Москва — Петушки», конечно, глубоко религиозный текст, вписанный сразу во множество литературных контекстов — но при этом, хотя и на поверхностном уровне, идеально ухватывающий эссенцию времени и места, в котором поэма была написана. Может, это потому, что и время, и пространство в нашей стране размазаны как масло по бутерброду. И все мы тут посторонние, только голубоглазый Ерофеев это понимал лучше.

Издатель
АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018

Материалы по теме:

В Минтрансе подготовили предложения о штрафе для водителей за въезд в зоны с ограничениями по экологическому классу
...
Киев: Даже если США остановят «Северный поток-2», нам не спасти транзит
Фото: Виталий Грабар/ТАСС Материал комментируют: Александр Фролов ...
Путин провел рабочий завтрак с Меркель в Буэнос-Айресе
Саммит G20 в АргентинеПрезидент поприветствовал канцлера, пригласил ее к столу и поинтересовался дальнейшими планами в рамках саммита G20Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Ангела Меркель© Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС Президент России Владимир Путин начал второй день пребывания в Буэнос-Айресе, где проходит ...
Иранский стриминг вымарывает певиц с обложек их альбомов. За что?
Иранский сервис стриминга музыки Melovaz попал под огонь критики западных исполнительниц и их фанатов по всему миру в связи с вымарыванием изображений певиц с обложек. В некоторых случаях на обложках остались присутствующие там мужчины, но женщин все равно убрали. Среди пострадавших — Тэйлор Свифт, Билли Айлиш, Лана дель Рей, Камила Кабельо, Бейонсе, Ариана Гранде, ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Яндекс.Метрика