Никто не знает, сколько в ее жизни было испытаний. О закрытой и непарадной Быстрицкой
МнениеЖИТИНКИН Андрей Народный артист РФ, режиссер театра и кино Режиссер Андрей Житинкин — о том, какой grande dame российского театра была в жизни и на сцене
Так получилось, что последнюю свою роль, главную роль, Быстрицкая сыграла в моем спектакле «Любовный круг» по Сомерсету Моэму. Это было открытие, все об этом много писали, потому что Моэм никогда не шел в Малом театре. Это было впервые, и мне было важно назначить кого-то неожиданного на главную роль.
И когда я выбрал Быстрицкую, я убедился, с какой отдачей она работала и как она пошла мне навстречу. Мы все привыкли видеть ее этакой grande dame, величественной героиней, она всегда играла сильные драматические роли. Хотя бы вспомнить «Тихий Дон» и другие ее фильмы. А здесь надо было сыграть этакую grande coquette, комедийную роль, характерную. И я вдруг понял, когда увидел, с какой жадностью она репетирует, что она, оказывается, не наигралась в своей жизни в комедийные, характерные роли. Она была счастлива, что ей досталось именно такое амплуа. Может быть, поздно, но у нее были прекрасные партнеры — Борис Клюев, Василий Бочкарев, и этот любовный круг действительно возникал на сцене на радость зрителям. Все их провожали всегда стоя.
Я тогда осознал, что есть этакая икона Малого театра Элина Авраамовна Быстрицкая, а есть непарадная сторона. Она, оказывается, иногда очень долго ждала главных ролей, просто мы это не знаем. И эту роль она ждала восемь лет, поэтому с удовольствием ее играла практически до последних дней
Вообще она человек закрытый, и никто не знает, сколько в ее жизни было испытаний. Кажется, что у нее все премии, все звания, все ордена. Она и представляла Федерацию гимнастики, болела за девчонок за рубежом, и была президентом бильярдного союза. Казалось бы, Быстрицкая — везде. Но никто не знает каких-то ее личных тайн.
ОписаниеАктеры Василий Зотов, Борис Клюев, Варвара Андреева и Элина Быстрицкая в сцене из спектакля «Любовный круг», 2007 год© Игорь Кубединов/ТАСС
Даже когда она не могла играть в театре, актриса до последнего, каждый год приезжала 9 мая и участвовала в сборном концерте. Она исполняла одну-две военные песни под легкий аккомпанемент, и это было что-то невероятное, потому что они всегда брали за душу зал. И, конечно, когда появлялась Быстрицкая вся в орденах, все вспоминали, что она действительно из немногих, кто остался.
Она была на войне девчонкой, и она вытаскивала с поля боя мальчишек, была простой санитаркой. Поэтому она вкладывала душу в эти военные песни, пела о том, о чем знала, пела о своей молодости. Если вспомнить ее картины, она всегда играла женщин боевых, честных, отстаивающих свою позицию. И такой же она была в жизни
Кто-то ее боялся в Малом театре, говорили, что она была очень строгая. И Быстрицкая действительно не могла простить партнеру какие-то огрехи и всегда потом после спектакля говорила: «Давай еще пройдем, давай еще поработаем над этим». Она всю свою жизнь посвятила искусству и была настоящим трудоголиком. Вся ее жизнь была брошена на алтарь искусству, поэтому у нее не было яркой личной жизни, но она сделала свой выбор и осталась большой, великой актрисой. Для Малого театра — это последняя народная артистка Советского Союза.