Мы отправились на родину Рембрандта и узнали, как он стал великим художником
Фотография: Geography Photos/UIG/GettyImages.ru
В преддверии Года Рембрандта в Голландии «Афиша Daily» по приглашению авиакомпании KLM отправилась по местам памяти художника в его родной Лейден и близлежащие северные города. В результате получился небольшой гид для тех, кто хочет проникнуться духом Золотого века и понять, как экономический расцвет страны помог появлению главного художника.
Голландский Золотой век — особенное время. Как в книге «10 дней, которые потрясли мир», происходило одновременно очень много всего — и со всех сторон, так что уследить за всем действием едва ли возможно. Перемирие в испанской войне за независимость, религиозные свободы, расцвет огромной морской кампании, стремительный рост благосостояния на фоне не очень-то хорошо чувствующей себя Европы: так и случилось, что в Нидерландах стали развиваться все области экономики — от сельского хозяйства до высокого искусства.
Из чего состоял Золотой век в Голландии
Реформация
Отказ от католицизма не всегда происходил травматично: некоторые церкви просто перекрашивали стены в белый цвет, а священник объявлял себя протестантом. Но в любом случае в городах освободилось много инфраструктуры. Например, на месте доминиканского монастыря в Лейдене образовался университет.
Городской брендинг
Экономика городов росла, и они начали конкурировать друг с другом, а для этого каждый город должен был придумать, в чем он лучше остальных. Так, например, Харлем стал центром пивной индустрии. Пиво тогда пили все, даже дети, потому что вода в каналах была довольно грязной и вызывала эпидемии. А вот мягкая вода Харлема для пива подходила идеально, и здесь производили 40 миллионов литров напитка в год.
. Улица, где родился Рембрандт, почти не изменилась — те же маленькие домики, разве что в XVII веке — только раньше здесь были овощные сады кругом. Сперва (до 1626 года) Рембрандт подписывал свои работы как сын Хармена из Лейдена, а потом просто оставил «Рембрандт» — он хотел быть таким же знаменитым, как Леонардо и Микеланджело.
Напротив дома отца Рембрандта как раз начинал строиться дом главного архитектора города — белый с красным, в цветах города Лейдена. Согласно городским легендам, маленький Рембрандт бегал на стройку и делал там зарисовки рабочих. Он был совсем невысокого роста — меньше 160 сантиметров, что можно увидеть по памятнику, который стоит на месте дома Рембрандта (сам дом, увы, снесли еще в XX веке). В семье было 10 детей — и членов семьи часто можно встретить на ранних работах Рембрандта, он много их рисовал.
Неподалеку была и латинская школа, где Рембрандт учился латыни, Библии, математике и риторике, — своим ступенчатым строением она напоминала дом главного архитектора. Здесь Рембрандт познакомился с братом Яна Ливенса, своего будущего соседа по мастерской (и тоже выходца из простой семьи — их отец занимался вышивкой). Первым талант Рембрандта открыл Якоб ван Сваненбург, который учил будущих художников грунтовать холст или покрывать деревянные доски материалом, напоминающим клей, — его изготавливали из животной кожи и костей. Он учил рисовать городские пейзажи (и обязательно воду) и огонь, чтобы понимать, как устроен свет. Учиться к Сваненбургу ходили даже девочки из богатых семей — правда, на этом их образование останавливалось, а вот мальчики уже могли продолжить учиться в университете.
Рембрандт уже тогда славился своими экспериментами: в свои краски он добавлял яйцо и битое стекло, красный изготавливал из жуков, а черный — из обожженных костей.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В возрасте 18–19 лет, то есть в 1624–1625 годах, Рембрандт написал серию из пяти картин «Аллегория чувств». Одна из них — «Продавец очков» («Аллегория зрения») — хранится как раз в Лейдене
1 из 2
Работы этой серии кажутся непохожими на портреты зрелого Рембрандта: в них чувствуется сильное влияние Ластмана и Ливенса
2 из 2
После этого ненадолго Рембрандт уехал в Амстердам — учиться у знаменитого живописца Питера Ластмана, который тогда писал исторические сцены. А потом Рембрандт вернулся в Лейден, где снимал на улице Kort Galgewater мастерскую вместе с Яном Ливенсом — тоже учеником Ластмана. Вскоре и у самого Рембрандта появились ученики. Первым и самым известным из них был Герард Дау, который в будущем прославится своими миниатюрами.
Следующие шесть лет в жизни Рембрандта (1625–1631) официально считаются лейденским периодом его работы. Стиль Рембрандта складывается именно здесь. Его ранние полотна находятся под сильным влиянием Ластмана: Рембрандт их буквально повторяет, разбирая на элементы и пересобирая в новые композиции. Точно так же, кстати, с работами самого Рембрандта будут поступать и его ученики: на этом методе в то время было основано художественное обучение. В основном в то время он рисовал небольшие исторические картины и стилизованные «трони» (так назывался специфический для Голландии XVII века жанр с изображением головы человека, будто бы не являвшийся полноценным портретом; самый известный пример этого жанра — «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера).
Считается, что в то время Ливенс сильнее влиял на Рембрандта, чем тот на своего соседа по мастерской. Возможно, они друг с другом соперничали: оба писали одни и те же сюжеты одновременно. Интересно, что Ливенса тогда считали более талантливым художником. По крайней мере, он был популярнее у караваджистов, ему больше удавались фигуры — ну а молодого Рембрандта хвалили за талант передавать эмоции. Его ранние картины могут показаться совсем непохожими на взрослые работы, — но уже тогда он размышляет о свете, а его персонажи выглядят очень живыми.
Именно в Лейдене во второй половине двадцатых Рембрандт все чаще стал обращаться к главной проблеме своей живописи: тому, как свет работает в живописи, как он создает художественное пространство. Если непосредственно после обучения у Ластмана его больше интересовала композиция, то теперь эти размышления отходят на второй план. Он отказывается от плотной композиции и ярких цветов, чтобы достигать глубины и нужных световых эффектов. А еще в Лейдене он начинает заниматься своими знаменитыми гравюрами.
После жизни в одной мастерской их пути с Яном Ливенсом разошлись: Ливенс, уже знаменитый своими большими сюжетными сценами, отправляется в Лондон, чтобы дальше писать там придворный круг, — Рембрандт же отправится в Амстердам, где его ждут большой успех и будущая жена и муза Саския ван Эйленбюрх
.
Рембрандтовские места в Лейдене
Rapenburg 70
© Посольство Королевства Нидерландов
Лейденский университет
Рембрандт поступил в него, но так никогда и не закончил. Прежде в этом здании находился монастырь святой Варвары.
Lokhorststraat 16
© Посольство Королевства Нидерландов
Латинская школа
В ней, как правило, учились дети из обеспеченных семей, чтобы овладеть всеми предметами, которые им могут потребоваться в университете. Именно здесь, вероятно, и Рембрандт, и Ливенс решили стать художниками — и здесь был открыт их талант.
Мастерская юного Рембрандта
Прежде чем уехать в Амстердам, Рембрандт учился у Якоба ван Сваненбурга, нидерландского художника, который, в свою очередь, учился в Неаполе. Именно итальянские мастера славились своими знаниями в передаче света — и Рембрандт, который никогда не бывал в Италии, смог понять, как работает свет, благодаря другим мастерам. Крошечный музей на месте мастерской был открыт весной этого года — здесь можно посмотреть короткое видео о художнике и жизни в той самой мастерской, а также купить материалы для рисования наподобие тех, что использовал сам Рембрандт.
Музей De Lakenhal
В 2019 году Голландия будет отмечать большой юбилей — 350 лет со дня смерти Рембрандта ван Рейна. К этой дате в Лейдене после реконструкции откроется художественный музей, где в 1968 году впервые показали «Аллегорию зрения», тогда еще не атрибутированную художнику, с большой выставкой его ранних работ.