Маттео Гарроне о фильме «Догмэн»: «Все мы живем в страхе»

Маттео Гарроне о фильме «Догмэн»: «Все мы живем в страхе»

Фотография: Pier Marco Tacca/Getty Images

В прокате «Догмэн» — новая мрачная сказка Маттео Гарроне, развенчивающая миф о Великой Италии. История о владельце парикмахерской для собак, вставшего на пути местного бандита, принесла актеру Марчелло Фонте приз Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль. Мы поговорили с Маттео Гарроне о природе страха, жестокости и немого кино.

— Реальная история возмездия, на которой основан фильм, была гораздо более жестокой, а вы обошлись малой кровью. Почему?

— «Догмэн» — фильм не то чтобы о возмездии: главный герой Марчелло не хочет мести, он хочет, чтобы его воспринимали как равного человека, вот и все. Меня всегда больше интересовала психология конфликта, истоки человеческой жестокости, а не сама жестокость. Да и сколько можно смотреть фильмы про порядочного человека, который превращается в монстра и мстит обидчикам! Мне интереснее герой, который до последнего сопротивляется токсичному окружению.

— Поэтому вы сделали главного героя воплощением «маленького человека»? Собрали все запрещенные приемы: парикмахерская для собак, лапочка-дочка, дайвинг — ну святой человек!

— Первая половина фильма — светлая, комичная — отражает всю невинность Марчелло. В какой-то степени он и сам наивный, как ребенок. Он обожает свою дочку, любит свою работу, но этот маленький, любезный человек живет в постоянном страхе. И хотя он изо всех сил старается нравиться всем — и хорошим людям, и проходимцам, — он неизбежно попадает в ловушку этой машины ежедневной жестокости, выбраться из которой мешает как раз вера в то, что можно быть хорошим для всех. В этом плане в «Догмэне» у меня был такой же подход, как и ко всем моим предыдущим фильмам: это современная сказка, как «Гоморра» или «Страшные сказки».

— По интонации «Догмэн» напоминает больше ваши ранние фильмы — в первую очередь «Таксидермиста».

— Это потому, что мы снимали его там же, недалеко от Неаполя, 17 лет назад. Впрочем, и «Гоморра» снималась в тех же местах. Уже 10 лет с тех пор прошло — страшно сказать, кажется, я старею! Но «Догмэн» — история не мафии, а обычного городка, где ты знаешь всех и все знают тебя: в таких герметичных сообществах особенно важно отвоевать свое честное имя, что Марчелло и делает. Только как бы он ни старался начать жизнь с чистого листа — это оказывается невозможно.

Маттео Гарроне о фильме «Догмэн»: «Все мы живем в страхе»

— Да, от страха до насилия в «Догмэне» — опасно короткая дистанция.

— Не только в Италии — во всем мире страх и насилие идут рука об руку, и так было, наверное, всегда. Начиная с власть имущих и заканчивая маленькими людьми вроде моего Марчелло, все мы живем в страхе — боимся террористов, боимся скоплений неизвестных людей, боимся потерять контроль… И эти страхи вскрывают нашу темную сторону — рано или поздно запуганный человек проявляет агрессию. И все же я надеюсь, что мой подход — не морализаторский, а гуманистический: я стремлюсь развивать психологию героев и работать над архетипами.

— И все же «Догмэн» — еще один ваш честный портрет современной Италии.

— Конечно, это метафора современного общества — не только итальянского. Не хочется читать проповеди, но мировые тенденции не вселяют оптимизма. Впрочем, это не значит, что отдельно взятый человек не может пойти им наперекор: быть честным, заботиться о других — в общем, всеми силами бороться с собственной темной стороной.

Посмотрите также беседу с Маттео Гарроне на «Кино ТВ», которую мы публиковали во время Каннского кинофестиваля-2018

— В первой части Марчелло будто пытается задобрить Симоне теми же приемами, какими он умеет утихомирить бульдога в своей парикмахерской.

— Их отношения противоречивые. Марчелло и восхищается, и боится Симоне, и в то же время готов пойти на многое, чтобы спасти его. Марчелло — не рациональный, поэтому интересный. Это заложено и в физике актера. А вот Эдоардо (Пеше — исполнитель роли Симоне. — Прим. ред.) буквально преобразился, чтобы сыграть городского бугая.

— Не верится, что звучал реальный голос артиста.

— Мы не переозвучивали его, но немного поменяли его голос на постпродакшене. Кстати, собаки не просто зеркалят Марчелло — они еще и главные свидетели событий в «Догмэне», их глазами мы смотрим на схватку Марчелло и Симоне. Собственно, с этой сцены и началась задумка «Догмэна».

Я представлял себе сгруженные клетки, из которых смотрят собаки всех мастей на жуткий поединок двух людей, теряющих человеческий облик.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Маттео Гарроне о фильме «Догмэн»: «Все мы живем в страхе»

— Удивительно, как актер Марчелло Фонте похож на Бастера Китона — настоящий немой комик с грустными глазами и такой же беззащитный, неустроенный в жизни.

— Марчелло родом из бедной деревенской семьи на юге Италии. В его глазах — неизменная меланхолия, тоска по исчезающей фактуре старой Италии. И он играет глазами, как играли в немом кино. А Эдоардо играет практически без реплик — мы сделали его максимально молчаливым. Мы хотели, чтобы они общались почти без слов, чтобы фильм отсылал к эпохе немого кино, но еще — чтобы он был универсальным, понятным любому зрителю.

Мне повезло вырасти на итальянских фильмах 60–70-х, и герой Марчелло напоминает мне о Нинетто Даволи в фильмах Пазолини. В то же время я уверен, что режиссер обязан не только учиться на великих примерах прошлого, но и изобретать новое, искать свой собственный язык. Уж не знаю, что можно сказать про мой, но, по крайней мере, я стремлюсь, чтобы в моих фильмах были живые, достоверные персонажи. Как говорил Феллини, есть фильмы живые, а есть мертвые.

Фильм

Догмэн

  • Режисcер

    Маттео Гарроне

  • В ролях

    Марчелло Фонте,

    Эдоардо Пеше,

    Нунция Скьяно,

    Адамо Дионизи,

    Франческо Аквароли

Материалы по теме:

Госслужащим могут увеличить размер суточных выплат в командировках
Сейчас нормы возмещения расходов на выплату суточных составляют 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировкеОписание© Артем Геодакян/ТАСC Общероссийский профсоюз работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ направил обращение в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) с предложением о ...
Песков не знает, обсуждал ли Путин дело Абызова с Медведевым
Дело в отношении экс-министра Михаила АбызоваОбновлено Официальный представитель Кремля уточнил, что президент не высказывал свою позицию по делу экс-министра, поскольку это было бы давлением на следствиеОписаниеПресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков© Михаил Метцель/ТАСС Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков не знает, обсуждал ли глава государства ...
Болтон пообещал новые консультации с РФ перед выходом США из ДРСМД
Возможный выход США из ДРСМДОбновлено Помощник американского президента по нацбезопасности отметил, что не знает, как добиться от Москвы выполнения соглашенияПомощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон© Михаил Метцель/ТАСС Соединенные Штаты серьезно настроены на выход из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей ...
Пицца «Четыре сыра» с яблоками, яблочный тини и коломенская пастила: 7 яблочных рецептов
Если вы собрали неприлично много яблок на даче и не знаете, что с ними делать (отдавать соседям бессмысленно — у них свои еще не закончились), то можете приготовить блюда по оригинальным рецептам, которые «Афиша Daily» узнала у шеф-поваров Москвы и Петербурга. ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Яндекс.Метрика