«Мартин Иден» по Джеку Лондону — самый вдохновляющий фильм Венецианского кинофестиваля

«Мартин Иден» по Джеку Лондону — самый вдохновляющий фильм Венецианского кинофестиваля

Биеннале завершается, гости перебираются на фестиваль в Торонто. Лучшими в программе вновь оказались американцы, азиаты и космополиты вроде Полански. Но европейскому кино все же удалось подбросить на венецианский берег как минимум одну настоящую жемчужину. Это итальянский фильм «Мартин Иден» — завораживающее и угрюмое кино, вдохновляющее читать.

Популярный в советское время «Мартин Иден» Джека Лондона — книга, которую обычно рекомендуют тем, кто хочет больше читать, но у кого атрофировалась или никогда не была развита читательская мускулатура. Текст романа легкий, а его герой умеет увлечь за собой — простой и честный бедняк, одержимый чтением и видящий в упрямом самообразовании свой шанс на лучшую жизнь. Читателю помогало и то, что Мартин Иден из всех этих героев был самым родным, чуть ли не русским. Хоть он и мог ударить любого, кто заподозрит его в симпатиях социализму, мы-то знали: больше всего на свете он хочет, чтобы последние стали первыми, а блаженные унаследовали небесное царство.

Тем удивительнее видеть в 2019-м году экранизацию этой истории о вымершем типаже. Впрочем, Венецианский кинофестиваль и итальянский кинематограф не боятся отставать от жизни. Остров Лидо, где проходит смотр и с перебоями работает вайфай, — настоящая тихая гавань для тех, кто побаивается неудержимого прогресса Берлина и Канн. А вдруг обращение к любимому английскому писателю коммунистов — это и есть взгляд в будущее?

Репортаж «Кино ТВ» и «Афиши Daily» о венецианской премьере «Мартина Идена». Интервью с режиссером Пьетро Марчелло прилагается

Так или иначе, действие этого «Мартина Идена» переносится в Италию — а точнее, в сердце ее мужества, город-дворнягу Неаполь. Конкретного времени действия нет: обрывки сюжета (герои вспоминают то Ленина, то войну), эхо мелодий (от Джо Дассена до Олега Каравайчука), лоскуты одежды и шильдики автомобилей могут указать как на 1930-е, так и на 1950-е и 1970-е годы. Но Мартин Иден — прежний: молодой моряк со шрамами на лице, пудовыми кулаками, то живым, то мертвецким взглядом и волевым подбородком. Без гроша в кармане, зато с огромным жизненным опытом и страстным желанием учиться. Защитив на улице молодого аристократа, он получает приглашение в богатый дом и влюбляется в прекрасную Елену (от имени Руфь из оригинала итальянцы отчего‑то отказались). Но поскольку все права на живые ремейки «Леди и бродяги» принадлежат «Диснею», то красивой истории любви у Мартина и Елены не выйдет. Зато девушка вдохновит его начать писать и перебраться жить из трюма на верхнюю палубу. А что будет дальше, читатель знает и так: сотни рукописей, вернувшиеся на почту с пометкой «отказано», борьба за огонь, дружба с революционерами, унижения в высшем свете, вера в успех.

Пьетро Марчелло — режиссер, известный больше своими документальными трудами, и его умение фокусироваться на прозаической правде, окруженной поэтическим вымыслом, бросается в глаза с первых кадров. Лица второстепенных героев — неаполитанских пьяниц, высохших на солнце итальянских женщин, отчаявшихся работяг и их угрюмой малышни — он снимает с той же пытливой любовью, что и Аньес Варда. Среди этих бродяг много детей-инвалидов, чьи покалеченные тела точнее всего иллюстрируют то неравенство, с которым, вопреки всем политическим утопиям, люди приходят в мир.

Чтобы визуализировать сюжеты рассказов Идена, Марчелло находит уникальную архивную хронику — крушения кораблей, танцы детей, марши солдат. Зернистое, иссиня-холодное изображение заранее готовит пассионарного героя к краху, а фильм — к месту на полке с классикой. А медленная, живописная работа камеры причудливым образом уживается с целыми сценами, снятыми от первого лица. Они ломают последние барьеры между героями и зрителями: попробуй не влюбиться в актеров Луку Маринелли и Джессику Кресси, когда они смотрят тебе прямо в глаза и гипнотизируют без слов.

«Мартин Иден» по Джеку Лондону — самый вдохновляющий фильм Венецианского кинофестиваля

Обычно исполнителей роли Марина Идена выбирают так, чтобы их мужественные, но печальные лица напоминали портреты молодого Лондона — автора, который будто специально спрятал в романе сразу двух вымышленных писателей, чтобы никто не счел текст его биографией. Но этой экранизации повезло со звездой больше остальных — в том числе он перещеголял отличные советские и толковые телевизионные опыты. Да повезло так сильно, что актер Лука Маринелли (играл в «Великой красоте») имеет все шансы украсть «Серебряного льва» у Хоакина Феникса (к тому же у того уже есть), Адама Драйвера (если и награждать, то в связке со Скарлетт Йоханссон) и Брэда Питта (все равно его уже щедрее всех наградила природа).

Маринелли входит в фильм Владимиром Маяковским (и режиссер признается, что специально добивался внешнего сходства героя с русским поэтом), а выходит из него двойником Олега Тинькова: их неожиданно сближают не только седые волосы и нечитаемый взгляд, но и шрамы. Мартин Иден как пример для бунтарей и идеалистов из начала XX века (роман вышел аж в 1909 году) в наше время вновь имеет шансы стать и ролевой моделью, и предупреждающим знаком для молодых.

Трейлер «Мартина Идена»

Отношение к образованию и знаниям нынче не то, что раньше. А ситуации Идена не позавидовать: он не окончил школу, проваливает экзамены в институт, пытается напитаться книгами сам, болезненно переживает свое невежество, но все же не боится формулировать свои мысли вслух и на бумаге. И когда он решается высказаться, то первым делом от него достается «Обломову». А когда он поднимается на сцену, чтобы произнести речь в защиту меритократии, журналисты в Венеции оживляются: кажется, им хочется кричать и махать руками прямо в зале. Крикнут они «да» или «нет» — не так уж и важно: главное, что во вроде бы списанном со счетов литературном персонаже вновь угадывается харизма героя нашего времени. Не имеющего фундаментального образования, но преодолевшего свой стыд на этот счет. Порою тщеславного и жестокого, но фанатично работающего над собой. Рефлексирующего, но не сдающегося. Добивающегося успеха — но тут же теряющего к жизни интерес.

А еще «Мартин Иден», как и показанный на «Сандэнсе» «Сувенир» Джоанны Хогг, быстро вводит в какое‑то странное состояние, близкое к трансу. С одной стороны, зритель наслаждается той великой красотой, которую выуживает из омута памяти двадцатого века режиссер. А с другой — страдает от невозможности осознать и запомнить эту красоту. Ее здесь так много, что можно задохнуться. Литературный Иден (в фильме финал другой, так что это не спойлер) смог вдохнуть жизнь полной грудью всего один раз — и тут же утонул, пустив в легкие соленую воду. А другой герой этой саги хранит револьвер для самоубийства внутри Библии. «Мартин Иден» — история не только о созидательной, но и о разрушительной силе знаний. Но главное — то, что она вдохновляет к этим знаниям стремиться.

Материалы по теме:

Бывшая чиновница сбила на автомобиле ребенка и потребовала 100 тысяч
фото: pixabay.com В Мурманске бывшая сотрудница ...
Госдума рекомендовала кабмину рассмотреть введение экономических мер в отношении Грузии
Обновлено Открытые выпады радикальных сил Грузии ведут к дальнейшей деградации отношений Москвы и Тбилиси, говорится в заявлении нижней палатыОписание© Сергей Фадеичев/ТАСС Госдума на заседании во вторник единогласно приняла заявление, в котором осудила антироссийские провокации в Грузии и предложила ответить на них рядом экономических ...
Жизнь керченского стрелка Рослякова в секте описали ее жертвы
«За все детство ни разу не было Нового года» ...
Tax free могут расширить на всю Россию до конца 2019 года
Обновлено Глава Минпромторга Денис Мантуров отметил, что формат tax free будет привязан не к одному магазину, а к целой улицеОписание© Сергей Бобылев/ТАСС Система Tax free может быть расширена на все регионы России до конца 2019 года, сообщил ТАСС глава Минпромторга Денис Мантуров. "Что касается ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Яндекс.Метрика