«Кролик Джоджо» Тайки Вайтити: как в Торонто прошла премьера фильма про мальчика и Гитлера
На кинофестивале в Торонто состоялась мировая премьера нового фильма Тайки Вайтити «Кролик Джоджо». «Афиша Daily» отправилась на показ, чтобы первой увидеть картину, послушать, что о ней думают режиссер и актеры (Скарлетт Йоханссон, Сэм Рокуэлл), а также выяснить, как самая ожидаемая сатира года обернулась посвящением матерям.
За день до старта самого большого кинофестиваля в Северной Америке провели опрос — в результате «Кролик» в рейтинге самых ожидаемых фильмов уступил только «Джокеру» Тодда Филлипса, который буквально на днях получил «Золотого льва» в Венеции (теперь билеты на премьеру в Торонто продают с рук за 600 долларов). Самого Тайку, режиссера «Реальных упырей» и «Тора: Рагнарек», в Торонто нежно любят, хотя по сути «Кролик Джоджо» — первый проект, который новозеландец представляет на кинофестивале. Перед началом показа Вайтити со сцены «Кинотеатра принцессы Уэльской» поблагодарил в создании фильма Fox Searchlight (теперь принадлежит Disney), ведь «никакая другая студия просто не хотела его снимать». Еще бы, «Кролик Джоджо» — редкий зверь для сегодняшнего кино: это не адаптация бестселлера, не ремейк и не кинокомикс — и даже не часть большой франшизы. Более того, в центре сюжета фильма Вайтити — маленький мальчик по имени Йоханнес или, сокращенно, Джоджо (дебютная роль Романа Гриффина Дэвиса), у которого есть воображаемый друг, Адольф Гитлер.
Тема нацистской Германии витала в воздухе кинофестиваля в Торонто: сюда из Венеции и Канн приехали картины «Раскрашенная птица» Вацлава Маргоула и «Тайная жизнь» Терренса Малика, о нацистском прошлом вспоминали и в нетфликсовских «Двух папах» с Энтони Хопкинсом (о нем расскажем позже), но, кажется, только Вайтити хватило духа превратить олицетворение нацизма в объект для насмешек. И именно Тайке, впервые за последние 80 лет после Чарли Чаплина и его «Великого диктатора», это удалось. Тарантино не в счет — в «Бесславных ублюдках» фигура Гитлера проходила лишь мельком.
Еще до премьеры фильм Вайтити окрестили смесью ленты «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи и картин Уэса Андерсона (если бы они были сняты со свастикой), но комедия новозеландца о Третьем рейхе стоит особняком. Тайке хватает духа зайти туда, куда не ступала нога возлюбленного американского режиссера: пустить в титры немецкую версию песни The Beatles «I Want to Hold Your Hand», открыто насмехаться над фюрером и нацистами, превратить лидеров гестапо в попугаев, которые не перестают повторять «Хайль Гитлер» и совершать кретинские поступки — офицеры, к примеру, приводят на службу немецких пастухов вместо немецких овчарок (игра слов от английского german shepherd, что означает и породу собак, и национальность, и профессию).
Трейлер «Кролика Джоджо»
Роль лидера нацистской Германии Вайтити доверил самому себе — и он безупречен в этом. В его исполнении Гитлер — преданный друг, опора и поддержка, но даже воображаемый друг не идеален. Едва занервничав, он все время предлагает своему 10-летнему приятелю закурить, в его голове постоянно рождаются странные стереотипы о евреях, он часто впадает в нервные истерии и говорит, что в его жизни слишком много стресса. Гитлер Вайтити полон идиотских идей, которые, к примеру, приводят к тому, что Джоджо подрывается на гранате. Впрочем, стоит сделать скидку за излишний кретинизм, все-таки Адольф — плод воображения 10-летнего мальчика.
События фильма разворачиваются за несколько месяцев до окончания Второй мировой, Джоджо живет вместе с мамой (Скарлетт Йоханссон), его отец находится на войне, и ходят слухи, что он дезертировал. Мама любовно называет сына «фанатиком» — он искренне верит в идеи нацистской Германии, его комната увешана портретами Гитлера и агитплакатами. У Джоджо ушло три недели на то, чтобы переварить информацию о том, что его дед не был блондином, — словом, настоящая арийская трагедия.
Джоджо, как истинный «патриот», вместе со своим другом Йорки (великолепная работа Арчи Йейтса) на выходные отправляется в детский лагерь для юных нацистов. В качестве вожатого — Сэм Рокуэлл, полуслепой, но уверенный в себе капитан Клезендорф. Справиться с юными нацистами ему помогают офицеры Третьего рейха в исполнении Ребел Уилсон («Холостячки») и Алфи Аллена (Теон из «Игры престолов»). В лагере девочки учатся, как перевязывать раны и «беременеть», а мальчики — перетягивать канаты, метать ножи (не всегда удачно), сжигать книги и бросать гранаты, а искусство убивать практикуют на кроликах. На последнее Джоджо решиться не сможет, отсюда и возникла заглавная кличка — Кролик Джоджо.
Вдохновленный Гитлером мальчик, которого дразнят Кроликом, хромой и со шрамом после случая с гранатой возвращается домой к матери, где по чистой случайности находит спрятанную в стене еврейскую девочку Эльзу (Томасин МакКензи из «Не оставляй следов»). Эльза была лучшей подругой старшей сестры Джоджо, а теперь вынуждена скрываться от гестапо. Между детьми завязывается странная дружба — вместо того, чтобы выдавать мамин секрет нацистам, Джоджо использует присутствие Эльзы для написания книги-инструкции о том, как же определить евреев. Он выведывает у тайной подруги еврейские особенности и даже отчаянно ищет рога на ее голове. Девочка ему подыгрывает, рассказывая байки о том, как евреи спят вниз головой, словно летучие мыши, откладывают яйца и питаются человечиной. Постепенно реальная дружба с Эльзой заменяет Джоджо воображаемую с Гитлером, хотя тот всячески пытается вернуть внимание своего друга — даже греет постель Джоджо, которого он еще пару недель назад любя называл «самым преданным нацистом».
Мы знали, что Тайка умеет рассмешить зрителей и снимать кино про детей («Охота на дикарей» и «Мальчик»), но, как оказалось, вызывать слезы Вайтити способен ничуть не хуже. В третьем акте «Кролик Джоджо» одномоментно превращается из фильма-сатиры в настоящую драму. Основной темой становятся отношения Джоджо с его матерью, которую после премьеры Тайка и Скарлетт Йоханссон любя называли «клоунессой». Ее красные туфли то и дело мелькают в кадре, пританцовывая то здесь, то там, несмотря на мрачные времена, в которые живут герои. Она танцует с сыном, разыгрывает и приободряет юного фанатика, хотя и не одобряет его политических пристрастий. К примеру, Джоджо, пытаясь вывести мать на чистую воду и выведать у нее историю об Эльзе, специально оставляет их без ужина, съев весь суп и хлеб в доме. Мама искренне любит сына-нациста, а когда тому не хватает жесткой отцовской руки, мажет сажей лицо и притворяется своим строгим супругом — это одна из самых чудных сцен в фильме. Скарлетт Йоханссон блестяще справилась с ролью матери — ее чувство юмора, любовь к сыну и жизни, силу воли можно буквально почувствовать с экрана.
К слову, идею фильма «Кролик Джоджо» Вайтити подарила мама — еврейка русского происхождения, которая в свое время рассказала Тайке о книге Кристины Люненс «Caging Skies» (на самом деле серьезный роман). Именно неловкий и вольный пересказ этой книги из уст матери и лег в основу комедии. После премьеры «Кролика Джоджо» Тайка Вайтити признался, что посвятил картину всем матерям и своей маме в особенности. Так что для «Джоджо» сатира и комедия — всего лишь приманка, за которой скрывается куда более важная и глубокая идея, чем просто шутки о Третьем рейхе. В конце концов, «Кролик Джоджо» — кино о горе, потери любви, настоящей дружбе, материнстве, которая может стать своего рода предостережением, ведь история, как известно, любит повторяться.
Подробнее на afisha.ru