Когда муж — Джим Джармуш: Сара Драйвер о Нью-Йорке и Жан-Мишеле Баския

Когда муж — Джим Джармуш: Сара Драйвер о Нью-Йорке и Жан-Мишеле Баския

Фотография: Rusty White / GettyImages.ru

Beat Film Festival стартует в регионах. Один из главных фильмов программы — «Баския: Взрыв реальности», документальное кино о художнике Жан-Мишеле Баския. Его сняла Сара Драйвер — продюсер и муза Джима Джармуша, одна из главных действующих лиц нью-йоркской арт-сцены конца 70-х, человек, помнящий Баския еще никому не известным уличным художником.

— Из фильма кажется, что самое главное в вашей жизни и жизни молодого Баския — это, конечно, Нью-Йорк. Вы — часть этого города.

— Я до сих пор думаю, какая это привилегия — увидеть эту контркультурную среду собственными глазами и пережить молодость в компании таких людей, как Жан-Мишель. Трудно сейчас представить такого человека, как он. Еще труднее не понимать, какая это честь — показать молодого художника, ставшего очень признанным, в его юные годы, когда его манера и подход только формировались. Объяснить, как его вскормили город и эпоха. 

— Тем более ни Баския, ни такого Нью-Йорка уже нет.

— Иногда, по утрам, у меня есть ощущение, что это все еще мой город. Когда я рано просыпаюсь и гуляю по городу до 12 часов дня, мне кажется, что тот город, в котором все начиналось, все еще жив. Потом улицы заполняют деловые люди, туристы — и мне хочется просто сбежать. Наверняка в современном Нью-Йорке еще есть то многообразие культуры и уличной жизни. Но вид людей, которые проносятся по великолепным улицам мимо стольких интересных вещей, уставившись в свои телефоны, меня пугает. Наблюдать за людьми, которые вокруг, рассматривать их — это же очень важно. 

— Вы начинали совсем в другом месте?

— Нью-Йорк в конце 70-х был как будто после бомбардировки. Город-банкрот: мы могли жить в нем за копейки, пробовать все что угодно и не думать про завтра. Успех и стремление к тому, чтобы превзойти чьи-то чужие достижения, — этого в нашем мире не существовало.

«ОверачиверовOverachieversЛюди, которые работают лучше или добиваются большего успеха, чем ожидалось. у нас не было»

Сара Драйвер
Режиссер фильма «Баския: Взрыв реальности»

ПОДЕЛИТЬСЯ

Самое важное в юности — пробовать и терпеть неудачу, давать себе свободу облажаться. Из-за нашего панк-отношения к реальности каждый мог основать группу или начать рисовать — и у кого-то к этому был реальный талант. Когда что-то не работало, мы просто учились. Ожиданий не было: маленькая статья в незначительной газетке: это было уже событие, вершина успеха. Никто не хотел денег. И люди поддерживали друг друга. Меньше всего мы волновались о том, как правильно себя называть: художники вы, музыканты или что-то еще. Лейблов никому не хотелось. И мало кто умел себя позиционировать.

— Ваша жизнь тогда ощущалась как «отпуск без конца» или вы скорее выживали?

— Мы как раз и снимали «Отпуск без конца», чтобы показать, каким странным и абсурдным местом может быть Нью-Йорк, где можно жить мимо закона и без правил, которые казались вечными. У нас не было документов, адвокатов, страховок. И уж тем более не было людей, которым мы были бы интересны настолько, чтобы они сняли про нас фильм. Большинство из нас работали в копировальных уголках или магазинах Deli — боже, сколько тогда в городе было копировальных. Достаточно было смены в несколько часов, чтобы оплатить несколько дней свободной жизни. Вечерами в клубах, днями с искусством или музыкой — выживанием это не назовешь. Постоянные каникулы — так вернее, да.

— Кем работали люди вашего круга? 

— Я приехала в Нью-Йорк летом 1977 года — в легендарное уже теперь время, «кровавое лето Сэма», когда в городе не было электричества несколько дней: это было страшно и волнительно одновременно. Сперва мы мыли окна — работали в компании в Вест-Виллидж. Странных работ было навалом: в книжных, например, в типографиях, в магазинах. Как-то в нашу копировальную пришел Роберт Фрэнк, великий американский фотограф, а его выгнал владелец, потому что решил, что он бездомный. Пицца стоила 25 центов за кусок, и мы ели ее бесконечно. А Джим [Джармуш] стриг меня, а я стригла его — мы в компании постоянно стригли друг друга, чтобы не тратиться на парикмахерские. Вещи из секондов тоже перешивали себе под размер и передавали друг другу. Мы делали все, чтобы как можно меньше работать.

— Это правда, что вы с Джимом не могли пойти на красную дорожку в Каннах, потому что у вас не было подходящей вечерней одежды?

— Это чистая правда. Когда мы показывали «Более странно, чем в раю» в Каннах, мы понятия не имели, где находимся и какие там правила. Мы остановились в квартире без воды, и Джим побрился водой из-под чая, чтобы прилично выглядеть по телевизору. В фестивальный дворец нас не пустили, и кураторы умоляли охрану пропустить нас как важных гостей. Да даже если бы мы и знали про дресс-код, у нас никогда бы не было денег ему соответствовать.

— Ощущали ли вы в тот момент, что ваши фильмы будут чем-то большим, что Жан-Мишель Баския вырастет в художника с мировым именем? Сами осознавали важность того, что сами делаете?

— Жан-Мишель постоянно говорил, что прославится. Но мы в нашей реальности и представить не могли, что это значит. Для нашего окружения иметь возможность прокормить себя искусством собственного производства уже было огромной привилегией. Жан всегда как будто бы светился, от него веяло чем-то особенным. Наш друг писатель Гленн ОʼБрайен говорил, что, глядя на то, как Жан обходится с бумагой и карандашом, можно было понять — он великий. При этом очень мало кто жил с ощущением того, что все его артефакты надо хранить. Баския очень много рисовал в домах своих друзей, щедро раздавал рисунки, постоянно что-то производил, но не все относились к нему серьезно. Именно поэтому, найдя большой дружеский архив его ранних работ, я поняла — передо мной нечто фантастическое. Он сделал в разы больше, чем осталось после него. И мы, конечно, не покупали картины Жана — чаще всего они доставались нам бесплатно: в блокнотах, на картонках, разрозненных листках бумаги. Он не мог остановиться, пока рисовал, — и был невероятно плодовитым. Ни один архив не в состоянии вместить все, что он успел.

— Расскажите, как вы начали продюсировать фильмы и снимать вместе с Джимом Джармушем. Была ли у вас идея вообще стать частью истории кино? Для кого вы делали фильмы?

— Джим был очень амбициозным в своих планах, несмотря на огромное количество наших ограничений. Например, для первого нашего фильма он попросил 15 бесплатных локаций, и я должна была придумать, как это воплотить. С точки зрения независимого кино продюсерство — очень интересное занятие, в котором есть очень много ограничений. Короткие сроки аренды камер, небольшое количество пленки, запреты на съемки на улице — все это работало на скорость, четкость, собранность нас всех. Пленки 35 мм для «Более странно, чем в раю» — это ограничения, ставшие эстетикой. Проявить эти пленки, сделать их фильмом — это был отдельный вызов. Мы снимали с мыслью, что когда-нибудь какой-то небольшой музей покажет наше кино. Но успеха не ожидали и не знали, как он выглядит. 

— Как устроено ваше парное сотрудничество с Джимом? Вы придумываете фильмы вместе? Или воплощение?

— Кино — это только Джим. Но идеи наши общие. Мы любим идеи и любим обмениваться ими, любим выдумывать. Но фильмы — это только видение Джима. Со «Сломанными цветами» я подбросила идею про письмо от ребенка одной из бывших, и она понравилась Джиму.

— Есть догадки, что главная героиня «Выживут только любовники» списана с вас. Между вами и героиней Тильды Суинтон есть что-то общее?

— Не думаю: кажется, во время съемок я просто появилась на съемочной площадке с такой же прической, и все решили, что мы похожи. Но думаю, не более того. Джим Джармуш, как гриб, впитывает все, что его окружает, так что неудивительно, что на него влияют все, кто с ним общается. Перед «Любовниками» я подарила Джиму очень смешную книгу авторства Марка Твена «Дневник Адама и Евы» — одну из самых забавных книг об отношениях мужчины и женщины. Мне кажется, она вдохновила сам фильм, стала ее якорем, ведь кино получилось очень остроумным. 

— «Баския: Взрыв реальности» получился очень интимным — с воспоминаниями людей, для которых Жан-Мишель действительно имел большое значение. Когда снимаешь такое кино, что-то самое личное остается за рамками. Было что-то, о чем никто из хорошо знавших его людей не хотел говорить?

— Никакой внутренней цензуры у нас не было. Время восхождения Жан-Мишеля — очень невинное время для всех нас, мы были юными, хоть и употребляли много наркотиков. Но правда в том, что наркотики убили нашу сцену так или иначе.

«Наркотики — это вообще отличный способ захватить и уничтожить любое движение»

Сара Драйвер
Режиссер фильма «Баския: Взрыв реальности»

ПОДЕЛИТЬСЯ

Рейган был нашим президентом эры фильмов категории «Б», Трамп — наш президент эры реалити-шоу. Тогда был крэк, от которого люди гасли очень быстро, а потом сразу СПИД — мы еще не знали, что это за болезнь и как она вообще называется. Каждого из знавших Жана я спросила на камеру о последнем воспоминании о нем — и не включила ответы в фильм. Было очень больно смотреть на их ответы и реакции. Может быть, это нужно сделать отдельным кино. Очень режущим душу. Вокруг Жан-Мишеля до сих пор столько печали. Самое грустное — то, что в его последние дни он мало на кого мог опереться, о нем не заботились и он был в изоляции. Об этом больнее всего вспоминать.

— Какими были его последние дни?

— Я помню его финальную выставку — и все выглядело очень грустно. Формально для нашей среды он был успешным. Но он не был богатым, у него не было никаких накоплений, задела на будущее. Он все еще жил на пособие, немного продавался. У него была машина, красивая одежда и хорошее вино. Но у него не было ничего больше. Это один из стереотипов о позднем Баския — его невероятная успешность. Да, он сменил бедность на комфорт, но ничем не владел. И был одинок.

Трейлер фильма «Баския: Взрыв реальности»

— Вопрос, который напрашивается сам собой, глядя на вашу фильмографию. Что мешало вам снимать кино как режиссеру прошедшие 20 лет? Как так получилось?

— Я придумывала очень много фильмов, но каждый раз хоронила проект из-за невозможности выбить на него деньги. У меня собраны актерские группы, написаны режиссерские планы, подобраны локации, но проекты не запускались. Правительство наше кино не поддерживает. А мне интересен новый киноязык, исследование границ, которые индустрии под влиянием банкиров и адвокатов не очень-то интересны. Консервативный мир хочет в каждом фильме простое начало, бодрое продолжение и четкий конец. Это формула не моего фильма. «Девушка ночью гуляет одна», фильмы братьев Сафди, «Звери дикого юга» — каждые несколько лет появляется свежий голос в кино, правда, часто исчезает он так же внезапно, как и появляется. Очень часто все эти многообещающие дебютанты не могут найти деньги на следующие фильмы. И я — часть этой тенденции.

— Фильм «Баския: Взрыв реальности» при этом получился очень самостоятельным.

— Да, потому что все ресурсы были у меня: так и делается независимое кино. Я была абсолютно свободна в принятии режиссерских решений. Камера отвечала моим задачам. Все архивы я получила в свое распоряжение сама. Спикеры фильма знали меня и хотели со мной говорить. Баския был для меня важным человеком и частью собственной биографии. Артисты согласились поделиться своей музыкой. Все наконец сошлось. И съемки очень напоминали по настроению то, что мы делали в первых фильмах Джима, — личное и независимое путешествие.

— Кем бы вы стали, если бы не режиссером?

— Может, это чувствуется по «Баския: Взрыв реальности», но я мечтала стать археологом — и именно поэтому после школы поехала в Грецию на раскопки. Я обожала мифологию и считала ее основой всех сюжетов и рассказов в мире — и до сих пор, преподавая в киношколах, вдохновляю моих студентов читать мифы. В Греции я осознала, что археологом не буду, академическим складом не обладаю, а вот люди из оперы и экспериментального театра волнуют меня невероятно. Как же это было волнительно! У меня случилось пробуждение во всех смыслах — политическое и художественное, я по-другому осознала истеблишмент, посмотрела на Америку через океан, ощутила цензуру и самоцензуру. И вот я оказалась на сеансе Джона Кассаветеса «Женщина под влиянием» — прежней я уже не была.

Хотя вспоминаю сейчас, что мама выбрасывала меня около кинотеатра, и я заходила на фильмы французской «новой волны», загадывая, почему этот мужчина сходит с ума по колену Клэр, а другой курит в кровати в шляпе. Кино в моей вселенной вобрало в себя все — театр, музыку, искусство, литературу — и предложило что-то большее. Какая уж тут археология.

Подробнее о показах Beat Film Festival можно узнать на сайте фестиваля.

Фильм

Баския: Взрыв реальности

  • Режисcер

    Сара Драйвер

Материалы по теме:

«Не важно, что Pitchfork думает о нашей музыке»: интервью с Полом Бэнксом из Interpol
...
Экс-министр Улюкаев разводится с женой
Алексей Куденко/РИА «Новости» Отбывающий наказание в колонии экс-глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев разводится со своей женой Юлией Хряпиной. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник.По данным агентства, причины развода пары пока неизвестны.Как отмечается, расторжение брака может сильно повлиять на морально-психологическое состояние бывшего ...
Россия поставит истребители Су-30СМ Армении и Беларуси
Армения договорилась с Россией о поставках многоцелевых истребителей СУ-30СМ, сообщает РИА Новости со ссылкой на военное ведомство республики. Соответствующая сделка о приобретении российских самолетов уже заключена, пояснили в ведомстве. О стоимости контракта и количестве истребителей не сообщается.При этом в Минобороны отметили, что процесс ...
Консерваторы ликуют, либералы трепещут. Новый судья ВС США изменит все
Cудья Верховного суда США Бретт Кавано и президент США Дональд Трамп. Консерваторы ликуют, либералы трепещут. Новый судья ВС США изменит все. Судья Бретт Кавано. Скандальный судья Бретт Кавано приведен к присяге в качестве члена Верховного суда. Назначенец Дональда Трампа оставит "консервативный след" на многие десятилетия ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Яндекс.Метрика