История рода. Где в России больше всего знают о своих предках
Арктика сегодняЗнание генеалогического древа своей семьи на протяжении многих веков помогало народам выживать. Рассказываем об опыте регионов, где наиболее точно знают и тщательно хранят сведения о своих предках
Адам Сатуев© Елена Афонина/ТАСС
Информацию о родах, семейных корнях в определенных регионах, где она наиболее обширна и бережно хранится, объединил проект «Моя история рода», который получил поддержку Фонда президентских грантов и может значительно повысить шансы россиян узнать о своих предках. О том, как и зачем сегодня российские семьи сохраняют родовую культуру, — в материале ТАСС.
Родовая культура в Чечне
?
Каждый чеченец должен знать имена семи предков и название тайпа — своего рода. Институт родства в Чечне и в целом на Кавказе — это феномен, на котором построены правила жизни — "адаты", они помогли чеченцам выжить и давать сильное потомство, рассказывает кандидат исторических наук, исследователь чеченских тайпов Сайпуди Натаев.
"Например, если в семье появился долгожданный мальчик, то ему в правое ухо вдевали золотую серьгу — это особая метка, с детства его оберегали и обычно не брали на войну. Ведь самое большое горе для чеченца — если не продолжается род. При принятии ислама у нас наложили табу на близкородственные браки — ведь от них рождаются физически и психически неполноценные люди. Хотя по шариату они разрешались. У нас брак разрешается в девятом поколении по отцу и в пятом поколении по матери. Правила жесткие, но они помогли сохранить нацию", — поясняет чеченский историк.
Родственные отношения — самые паритетные у чеченцев, на них основана и особая "горская демократия". Ее сила в том, что власть строится не по вертикали, а по горизонтали — на договорных началах между тайпами, аулами. Это помогло чеченцам выжить в экстремальных условиях гор, куда они ушли в XIV веке, чтобы не подчиниться Тимуру (Тамерлан — среднеазиатский правитель, полководец и завоеватель — прим. ТАСС).
"Чеченцы не хотели усиления власти одной личности, его родственников и тайпа, чтобы не злоупотребляли властью. Эти правила действуют и сегодня, поэтому нельзя говорить, что тайп Кадыровых (Беной) правящий. Когда Ахмат-Хаджи Кадыров создавал правительство, то вокруг себя собрал представителей разных тайпов. И если сейчас проанализировать состав управленческого аппарата республики, то там есть представители разных тайпов. Народ уважительно относится к Ахмату Кадырову, потому что он принес долгожданный мир на эту землю, и к Рамзану Кадырову, потому что он продолжает дело своего отца", — считает Натаев.
Многие чеченские семьи потеряли свои родословные книги — тептары — при депортации в Среднюю Азию в 1940-х годах. Чеченским ученым в советское время запрещали заниматься темами, затрагивающими этническое самосознание. Все библиотеки Чечни были уничтожены в ходе боевых действий во второй половине 1990-х — начале 2000-х годов. Утеряно более 80% архивных документов республики и почти вся национальная и краеведческая литература. Знания о предках сохранились благодаря сильной устной традиции.
"Знание своих корней — это наша своеобразная форма защиты от сегодняшней жестокой глобализации. У чеченцев есть восемь степеней родства, и в зависимости от этого у члена родственной группы есть определенные обязанности и права: чем ты кровно ближе к человеку, тем уровень взаимных обязательств и ответственности выше, чем дальше — тем слабее. Это не только круговая порука, но и взаимопомощь. Конечно, сегодня отдельная чеченская семья в состоянии выживать сама, но в случае горя, радости обязательно это родство просыпается", — отмечает ученый.
Адам Сатуев — создатель первого в Чечне частного этнографического музея «Донди-Юрт». Этот музей под открытым небом Адам создал во дворе своего дома в Урус-Мартане. Музей представляет собой реконструкцию чеченского аула с тысячами предметов старины, быта и архитектуры, которые были спасены из разрушенных сел во времена чеченских кампаний. Он называет это место «городом солнца и мира», говорит, что посвятил его своему роду и легендарному предку — Донде.
«Имя моего предка, который жил в XVIII веке, однажды спасло мне жизнь. Донда был кузнецом и знаменитым воином своего времени, очень сильный, ростом выше двух метров. Моя мама Зура рассказывала, что, когда после выселения мы возвращались на родину на товарном поезде из Казахстана, я был еще маленький и сильно заболел, был ни живой ни мертвый. Тогда бабушка сказала, что меня нужно назвать именем необыкновенно сильного человека, и домашние стали звать меня как того богатыря — Донда, и я выжил», — вспоминает он.
Музей «Донди-Юрт»© Елена Афонина/ТАСС
Адам Сатуев из того же тайпа, что и Кадыровы, — Беной, знает 12 поколений своих предков. В годы репрессий они чуть не потеряли свои тептары. «Случилась беда, моего деда Накказа в 1937 году забрали в Сибирь, а там чеченцы не выживали, климат очень тяжелый. Он заболел туберкулезом, не было никаких надежд на выздоровление, и попросил другого чеченца, если тот вернется на родину, найти мою бабушку и передать ей, что бумаги о роде спрятаны под алычой, там их и нашли в 1958 году», — говорит Адам.