Интервью с Laraaji — пионером нью-эйджа и смехотерапевтом

Интервью с Laraaji — пионером нью-эйджа и смехотерапевтом

Фотография: пресс-материалы

В Москву на Red Bull Music Festival едет Эдвард Ларри Гордон, он же Laraaji, композитор-мультиинструменталист, стоявший у истоков нью-эйджа и работавший с Брайаном Ино. Накануне концерта Николай Овчинников поговорил с ним о его насыщенной карьере, а также смехотерапии и стендапе.

— Главное, что о вас знают, — вы стояли у истоков нью-эйджа и эмбиента.

— Это замечательно. Я счастлив тому, как люди наслаждаются моей музыкой. И хорошо, что благодаря вещам вроде Spotify люди имеют возможность слушать все это.

— Но при этом стриминговые сервисы не очень-то делятся деньгами с исполнителями. Вы что об этом думаете?

— Ну, у меня есть мастерские [в том числе по смехотерапии] и я даю концерты — это мне помогает [зарабатывать на жизнь]. У меня не самый роскошный образ жизни.

— А можете о нем поподробнее?

— Каждый день я пишу песни, много танцую, в основном босиком в парке. По вечерам я исследую возможности синтезаторов и цитры (главный инструмент Laraaji, с которым он записал все свои ключевые альбомы. — Прим. ред.). Ну и еще я готовлюсь к мастерским и читаю духовную литературу.

— Давайте поговорим о ваших мастерских.

— У меня есть мастерские по смехотерапии. Мы учим людей воспринимать смех как часть оздоровления. Ежедневный смех нужен для передвижения энергии по телу, улучшения иммунной системы, движения гормонов, открытия легких и уменьшения стресса и тревоги в повседневной жизни.

Я вырос, занимаясь комедией. В начале 1980-х годов мой духовный учитель предложил мне позаниматься мастерскими по смехотерапии. Я начал сам экспериментировать: каждое утро смеялся по 15 минут. Потом внедрил смех в свои нью-эйдж-выступления. Так это выделилось в отдельные от концертов мероприятия.

На мастерские приходят от 6 до 30 человек. А в Сиднейской опере на мастерскую пришли 200 человек. Но обычно бывает меньше — не потому что мне сложно работать с большой аудиторией, а потому что мы устраиваем мастерские в йога-студиях, где не очень много места.

— Я знаю, вы занимались комедиями, стендапом. Вы сейчас смотрите стендапы?

— Да. Есть штука под названием Pandora — не знаю, есть ли она у вас в России. Я там слушаю разных юмористов. Джорджа Карлина, Ванду Сайкс, там куча их. Но Карлин и Рассел Питерс — в моем топе.

Этот альбом Laraaji записал вместе с Брайаном Ино

— Как вы познакомились с Брайаном Ино?

— Где‑то в 1978–1979 году я играл на электронной цитре на улицах и в парках Нью-Йорка, в том числе в Гринвич-Виллидже. Однажды Брайан, живший там в то время, проходя мимо, услышал мою музыку, сел и стал слушать. Я вообще тогда не знал, кто он такой. Но он мне оставил записку с просьбой позвонить на следующий день. Я позвонил, он рассказал мне про свой проект в области эмбиента и предложил поучаствовать. Я согласился, и через неделю мы начали записывать музыку для «Day of Radiance».

— Тогда эмбиент-музыка содержала в себе какое‑то напряжение, сильные эмоции. А теперь есть ощущение, что это просто композиции для релаксации.

— Не вижу в этом никакой проблемы. Мне кажется, что эмбиент создан для релаксации, но не только для сна — но еще для массажа, для размышлений. Это такой неинвазивный способ расслабления тела. Он не мешает тебе, он не прерывает твои действия. Он создает атмосферу вокруг тебя, но не отвлекает.

— Поговорим о цитре. Как вы вообще нашли этот инструмент?

— Он нашел меня. Это было в 1974 году. Я пришел в комиссионный магазин продать гитару, но в итоге какой‑то внутренний голос сказал мне не продавать инструмент за деньги, а обменять его. Я даже не играл на цитре, но взял ее домой, стал настраивать, начал импровизировать с рекордером. И я изобрел творческий словарь для этого инструмента. Никто раньше не играл на электрической цитре, так что мне пришлось создавать собственный стиль, собственную технику. Я использовал пальцы, руку, железные палочки, барабанные палочки, чтобы играть на ней. При этом у цитры остаются черты акустического инструмента. Я просто накладываю электронные эффекты, которые я называю звуковыми рисунками.

— Вот о них еще можете поподробнее?

— Да. Это такая звуковая поэзия. Я использую изображения океанов, голубого неба, пустыни, космоса в моем воображении, когда выступаю. И это превращается в такое «рисование звуком»: я по факту изображаю при помощи музыки океан или пустыню, природу, воду. Здесь не так много мелодий — звук здесь нужен для пробуждения слушательского воображения.

— Интересно, что вы перечисляете пустыню, воду, океан. Это такие символы непорочности. Вы будто и музыку хотите отправить в прошлое, где она была очищена от всего лишнего.

— Был бы рад с вами согласиться. Я создаю музыку, которая доступна для всех: от пенсионеров до совсем маленьких детей, у которых еще нет этого печального жизненного бэкграунда. Я не пытаюсь быть сложным.

Материалы по теме:

Суд по квартире Юлии Началовой закончился победой Фролова
Но теперь предстоит второй судебный процесс ...
Медведев заявил, что бюджет на ближайшие три года будет профицитным
Обновлено По оценке премьера, есть достаточный запас прочностиОписание© Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС Премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе рабочей встречи с президентом РФ Владимиром Путиным доложил о параметрах бюджета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов. По его оценке, есть достаточный запас прочности, ...
Установлена личность «племянницы русского олигарха» со скандального австрийского видео
Это студентка из Боснии ...
Что подарить на Новый год близким людям?
Что подарить на Новый год близким людям? Что подарить на Новый год: 3 вида подарков + 10 идей для презента парню + 15 вариантов для девушки + 20 советов, что подарить родителям + 3 вариации даров для мужа. Близятся новогодние праздники. Они приносят с собой ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Яндекс.Метрика