Дэмиен Шазелл — о «Человеке на Луне», Гослинге, космосе и патриотичности своего фильма

Дэмиен Шазелл — о «Человеке на Луне», Гослинге, космосе и патриотичности своего фильма

Фотография: Vera Anderson/GettyImages.ru

Байопик о Ниле Армстронге — четвертый фильм в карьере 33-летнего Дэмиена Шазелла, самого молодого обладателя премии «Оскар» за режиссуру. «Афиша Daily» встретилась с Шазеллом прямо в космическом центре NASA, чтобы узнать, смотрел ли он русские фильмы о космосе и как он реагирует на конспирологов, которые считают, что полета на Луну никогда не было.

— Каково вам было снова воссоединиться с Райаном Гослингом после «Ла-Ла Ленда»?

— Замечательно! Я бы работал с ним снова и снова, если я ему еще, конечно, не надоел. Вообще, наша первая встреча с Райаном Гослингом была организована для того, чтобы поговорить именно об этом проекте — «Человек на Луне», но в то же время у меня на руках был сценарий «Ла-Ла Ленда», ну а он был большим фанатом мюзиклов. Так что направление разговора изменилось, но именно история Нила Армстронга послужила началом для нашего сотрудничества. Благодаря тому, что мы начали с «Ла-Ла Ленда», у Райана было много времени, чтобы подумать об этой роли: как его Нил Армстронг будет выглядеть и что он может привнести в эту историю. Я думаю, что в итоге Райан взялся за эту роль с такой серьезностью, с какой не подходил ни к одной другой!

Он так глубоко погрузился в подготовку к роли, что удивил даже меня, — он часто приходил ко мне и сценаристу фильма Джошу Сингеру с историями о Ниле Армстронге, которые не знали даже мы. К примеру, именно он раскопал, что Нил в колледже написал мюзикл «The Land of Egelloc». Он же нашел информацию о том, как Джен и Нил Армстронги любили «Лунную рапсодию», которую он в итоге играл из космоса. Райан нашел все эти вещи, и в итоге они попали в фильм!

Я в принципе считаю, что работу режиссера можно оценить только по результатам работы его актеров.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Мы раньше не сотрудничали с Клэр Фой, а теперь я хочу снимать все фильмы с ней. Она не только потрясающая актриса, но и с ней очень весело! Она умудрилась сыграть человека, который очень далек от нее самой, ведь Клэр — современная британка, но в нашем фильме она американка из Среднего Запада 1960-х. Клэр так вжилась в роль, что во время репетиций я просил детей, которые играли в фильме, разозлить ее и подействовать на нервы, но даже тогда она не выходила из роли, не велась на провокации и подыгрывала им.

Дэмиен Шазелл — о «Человеке на Луне», Гослинге, космосе и патриотичности своего фильма

— У Райана и Клэр очень хорошо получилось сыграть в любовь, в семью. Как вы добились такой химии между ними на экране?

— В течение двух недель мы проводили «неофициальные репетиции»: отстроили точную копию дома Нила Армстронга, одели Райана и Клэр как Нила и Дженет и снимали их импровизации. Разрешали им делать все, чего не было в сценарии. Это была возможность для всех нас почувствовать себя семьей еще до того, как начались съемки. Мы сделали все это для того, чтобы в первый съемочный день Райан и Клэр стали такой парой, узнали детей и привыкли друг к другу. Все это принесло свои плоды — к примеру, несколько импровизаций вошли в фильм. Не помню уже, что случилось, но те двое мальчиков, что играли детей Армстронгов, поссорились между собой, а Клэр пыталась их успокоить. Знаете, дети они на то и дети, будь то 60-е или наше время, ведут они себя одинаково. Когда настоящий Рик Армстронг увидел этот момент в фильме, его охватила такая ностальгия, он сказал, что ровно такая же история приключилась и с ним, когда его младший брат Марк приходил в его комнату и ломал все что ни попадя. Рик так разозлился на Марка, что установил сигнализацию в своей комнате, так что в итоге его младший брат не мог попасть в комнату старшего без оглушительного звонка, который поднимал на уши весь дом. Удивительно, как вещи, которые ты даже не планировал, в итоге оказываются даже ближе к правде, чем любая историческая справка.

— После успеха «Ла-Ла Ленда» что-то изменилось в вашем рабочем процессе? Испытываете ли это ощущение, что ваш каждый новый фильм должен быть лучше предыдущего?

— Конечно, эта мысль постоянно пульсирует в моей голове. Конечно же, я нервничаю, но, если быть откровенным, я так переживаю по поводу каждого проекта. Я даже нервничаю перед каждым показом моего фильма. Это было всегда и это не изменилось. Я думаю, что самым большим достоинством всего случившегося можно назвать тот факт, что я нашел людей, с которыми хочу работать, — и мне повезло найти такого человека, как Райан Гослинг. Так много людей, с которыми я работал над «Ла-Ла Лендом», смогли присоединиться к нам в работе и над «Человеком на Луне». Только благодаря такой команде я смог осилить этот проект.

Дэмиен Шазелл — о «Человеке на Луне», Гослинге, космосе и патриотичности своего фильма

— Удивительно, что байопик о таком человеке, как Нил Армстронг, не был снят раньше. Почему вы захотели рассказать эту историю?

— Нил Армстронг стал своего рода мифологическим персонажем — многие думали, что однажды утром он проснулся, скатился с кровати и стал первым человеком на Луне. И вот теперь у него нимб над головой. Для меня все началось с прочтения книги Джеймса Р.Хансена «Первый человек: жизнь Нила Армстронга», на ее основе мы и сняли фильм. Стоило мне начать ее читать, как мне стало ясно, что, оказывается, я толком ничего не знал об этой миссии. Я подумал, что если смогу помочь пролить свет на эту историю, может, это поможет и другим людям увидеть ее с другой точки зрения и узнать о ней больше. Я, конечно, очень нервничал. Снимать фильм о Ниле Армстронге — такая ответственность, но мне повезло поработать с прекрасным сценаристом Джошом Сингером («В центре внимания», «Секретное досье»), он серьезно подошел к написанию сценария. Сам Хансен, автор книги, нам много помогал, открыл для нас множество дверей, в том числе и в NASA, и к членам семей астронавтов. Я был поражен щедростью всех тех, кто хотел нам помочь, чтобы мы правильно сняли эту историю, — все это помогло мне набраться смелости. Только после того, как была проделана вся эта работа, я понял, что готов экранизировать эту историю.

Нил Армстронг во многом парадоксален — с одной стороны, он один из самых известных людей в истории человечества, с другой стороны, его почти не знали, настолько он был закрытым человеком.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Он знаменит на весь мир как герой, и вдруг ты понимаешь, сколько трагедий выпало на его долю. Чем больше я узнавал его, тем чаще мне стало казаться, что эти трагедии стали своего рода топливом для его движения вперед. Мне показалось, что наша работа в фильме заключалась в том, чтобы пролить свет на личную часть его жизни и узнать, каким человеком он был на самом деле. В первую очередь я обязан этим книге — именно в ней мы нашли многое из того, что почти никто не знал. Например, тот факт, что у Нила была дочь и что он ее потерял, причем еще до того, как он присоединился к NASA. Об этом, кстати, не знали даже коллеги, с которыми он тесно работал на протяжении многих лет. Сами можете представить, как много он держал в себе.

Дэмиен Шазелл — о «Человеке на Луне», Гослинге, космосе и патриотичности своего фильма

— Как вы относитесь к тому, что некоторые американцы решили, что момент с флагом был недостаточно патриотичен в фильме?

— Этого следовало ожидать — мы имеем дело со знаковым событием в истории, у людей сложились сильные эмоциональные ассоциации с этим периодом. Впрочем, как и у меня самого. Подобные разговоры зачастую происходят между людьми, которые не видели фильм, теперь же на это наложится мнение тех, кто все же посмотрел картину. Я думаю, что в каждом кадре видно, насколько фильм патриотичен, как много было принесено в жертву теми, о ком мы рассказываем, для достижения этой мечты. Мы все живем в мире, где есть люди, которые ходили по Луне, и мы должны быть благодарны тем нескольким людям, которые сделали это возможным. Чем больше я узнавал, насколько опасна была эта миссия, тем больше я восхищался этими людьми. Знаете, в детстве кажется, что это был золотой век в истории человечества, когда астронавты просто падали с небес и это было легко и весело. Будто бы это была такая поездка, которую осилил бы и ребенок. Разве не весело отправиться на Луну и погулять по ее поверхности? Конечно, у астронавтов была возможность и порадоваться, но я и понятия не имел, как много физических и эмоциональных затрат уходит на совершение подобных миссий, как много потерь было в пути. Мне хотелось в фильме не преуменьшать все то, через что им пришлось пройти, а, напротив, показать весь героизм произошедшего.

Чуть ли не каждый день я находил что-то, что удивляло меня лично. Я тут же хотел включить это в фильм. К примеру, мне казалось, что в 1960-е годы вся страна горой стояла за то, чтобы отправиться на Луну, но я углубился в историю и нашел результаты опросов населения, которые показывали, что это не совсем так. То же самое было с газетами и статьями. Также я нашел дебаты героев моего детства — Курта Воннегута и Артура Кларка, которые вступили в спор на ТВ на тему того, нужно ли отправляться на Луне, стоит ли оно того! Я даже не знал, что эти мнения существовали! Мы показали все точки зрения на Нила, его жизнь и Хьюстон, использовали все эти моменты из жизни Америки тех лет, чтобы показать, какая обстановка была в стране, как страна менялась, хотя и космическая программа оставалась прежней. Для нас было важно добавить немного исторического контекста.

Та страна, в которой Кеннеди в 1961 году заявил, что Америка отправится на Луну, отличается от той страны, которая отправила человека на Луну в 1969 году.

ПОДЕЛИТЬСЯ

В нашем фильме идет речь о том периоде в истории NASA, когда большие и важные достижения соседствовали с провалами. Конечно же, NASA хотело создать образ, который бы вдохновлял людей на движение вперед. Но для меня лично все то, что мы раскрыли о всех потерях этой миссии — будь то Эллиот Си или пожар на «Аполлоне-1», — только позволяет еще больше уважать и ценить NASA, тех астронавтов и их семьи. Начинаешь понимать, насколько многим они рисковали. Чем больше я узнавал о той работе и этих капсулах, тем больше удивлялся, что это в принципе сработало.

Дэмиен Шазелл — о «Человеке на Луне», Гослинге, космосе и патриотичности своего фильма

— Когда смотришь фильм, сложно отделаться от ощущения, что ты сам побывал в кабине пилота. Как вы этого добились?

— Если вы посмотрите документальные видеоматериалы, снятые астронавтами во время миссий, вы заметите, насколько они тактильны, необработанны и грубо сняты. Это полная противоположность тому, как я представлял себе фильмы о космосе, и тому, что мы видели раньше в кино. Я всегда представлял себе космос таким высокотехнологичным, чистым и безупречным, но я подумал, что в нашем фильме мы можем снять его полную противоположность — что-то грязное и смелое. Запечатлеть все эти ощущения на 16-миллиметровую пленку и передать их зрителями, будто бы и они сами там побывали. Все это повлияло на то, как мы снимали фильм, как камера передвигалась с персонажами из комнаты в комнату. Мы почувствовали себя документалистами, которые пытаются проникнуть в дом Нила Армстронга, а порой и вовсе пытались проникнуть вместе с Нилом в кабину пилота. Наше желание передать ощущения астронавтов зрителям и стало для нас самым трудным. Поэтому в жанровом плане мы склонялись больше к стилю документального фильма.

Кстати, мы сняли почти весь фильм на камеры IMAX, и это был настоящий подарок небес. Именно так я представлял себе этот фильм — так что я призываю зрителей смотреть «Человека на Луне» именно в формате IMAX. И дело тут не только в картинке, но и в звуке вокруг. Это добавляет ощущений к просмотру — в определенный момент даже кажется, что сиденья под вами начинают немного трястись, как будто бы вы и сами в кабине пилота с астронавтами, а не в удобном кресле кинотеатра.

Дэмиен Шазелл — о «Человеке на Луне», Гослинге, космосе и патриотичности своего фильма

— Вы говорите о звуке, и во всех ваших фильмах музыка имеет огромное значение. В «Человеке на Луне» мы слышим множество мелодий, включая Дэвида Боуи.

— Да, я думаю, что музыка будет важна для любого фильма, который я буду снимать. Даже неважно, будет ли это фильм о музыке или нет. В случае с «Человеком на Луне» мы знали, что будем ограничены в визуальных возможностях, ведь часто будет показано только то, что происходит внутри капсулы, что автоматически перекладывает бремя рассказчика истории на звук. Так что мы задались вопросом, а как звучит космос? Какая текстура у этого звука? Какую музыку мы можем включить, чтобы сделать эту историю уникальной, сделать ее осязаемой и интуитивно понятной? Еще одним инструментом для нас стала тишина — это очень сильный инструмент. Мне повезло вновь поработать с Джастином Гурвицом, который написал музыку ко всем моим предыдущим картинам («Одержимость», «Ла-Ла Ленд»). Работать с художниками такого калибра — настоящий подарок для режиссера.

— И в Голливуде, и в России снимают очень много фильмов о космосе, смотрели ли вы русские ленты о космосе?

— Да, я в курсе, что в последнее время снимали много фильмов о русских первопроходцах в космосе. Например, был фильм о Гагарине, смотрел его на английском языке, что интересно, его название у нас перевели как «Первый человек» (скорей всего, Шазелл имел в виду фильм «Гагарин. Первый в космосе» — Прим. ред.)

Дэмиен Шазелл — о «Человеке на Луне», Гослинге, космосе и патриотичности своего фильма

— А в русском прокате ваш фильм назвали «Человеком на Луне».

— Верно! Я помню, когда мы готовились к фильму, то наш художник-постановщик Натан Кроули с головой погрузился в исследование технических вопросов. Мы сфокусировались на том, как NASA совершало свои разработки, но вот что интересно, в это же время, на другой стороне — в Советском Союзе делали свое. Если сравнить, к примеру, капсулы США и Советского Союза, можно увидеть, как много у них общего, но как же было много различий. Насколько по-разному они подходили к решению одних и тех же проблем и как отвечали на вызовы, брошенные им космосом! Это безумно интересно, и жаль, что в нашем фильме не было достаточно места для того, чтобы показать это. Но найденных материалов нам бы хватило еще на десять других фильмов.

— Скажите, как можно объяснить такой повышенный интерес киноиндустрии к космосу? Даже в этом году, на кинофестивале в Торонто кроме вашего фильма показали еще и «Высшее общество» Клер Дени, где все тоже происходит в космосе.

— Это такая богатая тема. Думаю, что космос все еще захватывает наше воображение. Особенно сейчас, когда людям нужны новые покорители космоса. Смотрите сами, меньше чем через год исполнится 50 лет с тех пор, как Нил и Базз ступили на поверхность Луны, мы все смотрим на это событие и думаем, а кто же будет следующим Юрием Гагариным? Следующим Нилом Армстронгом? Какой будет следующий первый шаг в космосе?

— Как отвечать на нападки конспирологов, которые говорят, что человек никогда не бывал на Луне? Они вас наверняка тоже атакуют?

— Немного, но их теории в какой-то мере даже подбросили дровишек в мой огонь. В наше время действительно есть люди, которые искренне верят, что этого события никогда не было, и настаивают на этом. Но вы познакомьтесь с такими людьми, как Бонни Уайт, дочь Эда Уайта (его роль в фильме исполнил Джейсон Кларк. — Прим. ред.), погибшего в миссии «Аполлона-1». Я думаю, что это оскорбление их памяти — считать, что высадки на Луне никогда не было. Важно знать не только, что это случилось, но и как именно, тогда, может быть, мы сможем понять, как такое было возможно. И кто знает, может, извлечем урок из этого?

Фильм

Человек на Луне

  • Режисcер

    Дэмиен Шазелл

  • В ролях

    Райан Гослинг,

    Клэр Фой,

    Пабло Шрайбер,

    Кристофер Эбботт,

    Итан Эмбри

Материалы по теме:

«Подстава и скотство»: что говорят об аресте корреспондента «Медузы» Ивана Голунова
...
Полицейский избил журналиста дубинкой
Reuters В Тулузе во время протестов «желтых жилетов» полицейский избил дубинкой корреспондента RT France Фредерика Эгуи, передает RT.Эгуи попытался прокричать, что он работник СМИ, но все равно получил несколько ударов дубинкой.Насколько серьезные травмы получил журналист, не сообщается.
С достойными пенсиями и зарплатами можно попрощаться навсегда
Фото: Сергей Коньков/ТАСС Материал комментируют:  Александр Абрамов Алексей Коренев Игорь Юшков Леонид Хазанов ...
Роскомнадзор не нашел файл с персональными данными россиян в Telegram
В надзорном ведомстве заявили, что документ уже удалили администраторы каналаОписание© Кирилл Кухмарь/ТАСС Роскомнадзор отреагировал на жалобы на мессенджер Telegram, где якобы были распространены персональные данные россиян, заявив, что установить факт неправомерного использования персональных данных не представляется возможным, так как файл с ними ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Яндекс.Метрика