Что такое веб-сериалы и почему на них можно променять телевидение уже сейчас
Кадр из веб-сериала "Вспышка"
В Нижнем Новгороде идет первый в России фестиваль веб-сериалов, развеселый, называется Realist Web Fest. Уже показали всю конкурсную программу, из каждого сериала-участника дают одну-две серии, чтобы составить общее представление, а сюжетную интригу сохранить для желающих. Что это вообще за формат?
Веб-сериал — это, что логично, сериал, выходящий на «вебе», предназначенный для разного рода онлайн-кинотеатров. Длина серии — не 40–50 минут, как у больших драматических братьев, и не 20–30, как у короткого ситкома, а 10–15, как это принято на YouTube. Хотя формальных ограничений тоже нет: можно, наверное, и по три часа серии снимать, но вряд ли их будут смотреть.
Вследствие этого веб-сериалы — это самая подходящая форма кино для тех, кто:
а) только начинает;
б) у кого не так много денег, чтобы позволить себе полный метр;
в) кому очень надо выйти именно в интернете. Например, это важно для бренда Samsung, маркетологи которого, чтобы обратить внимание YouTube-аудитории, заказали сразу много веб-сериалов и активно их публикуют.
Пока ничего в этой области не урегулировано, не требуется прокатное удостоверение Минкультуры, поэтому можно материться в кадре (чем с большим удовольствием пользуются российские режиссеры), нет продюсерского и канального диктата и диктата уже упоминавшегося формата — снимай что хочешь, подходящий «пипл» сам найдется, спасибо рекомендательным системам соцсетей.
При этом все показанные в конкурсе Realist Web Fest веб-сериалы довольно просты в жанровом и сюжетном плане: альманах комедии ужасов («Ужас 404»), камерный ситком о будке для исповедей (немецкое «За грехи наши»), «Черное зеркало» по-русски («Хроники параноика»). В общем, ничего сверх-изысканного. То есть своим новомодным форматом и отсутствием нависающего над ними контроля авторы пока не слишком пользуются. Это, используя нелитературное слово, «залипуха», фоновое видео, которое можно включить и не сильно отвлекаться от параллельных дел. За пределы жанровых рамок авторы пока не выходят, социальные нормы не нарушают.
Это на самом деле хорошо. Большая часть телевизионного контента примерно такая же ненавязчивая. Пока веб-сериальным авторам сложно проводить эксперименты на таком маленьком пространстве, и в плане экранного времени, и в плане размеров экрана: надо понимать, что большинство благодарных зрителей будет трястись с телефоном в метро и смотреть это кинополотно по дороге на работу. Поэтому пока непонятно, как это должно выглядеть. Но если б мы знали, как, то кто-то бы уже это снял. Это как с айфоном: пока его не выпустили, его никто не хотел, но как только он появился в магазинах, его сразу раскупили. А когда создатели додумаются, как же сделать веб-сериал искусством, тогда-то мы все и остолбенеем.
Словом, пока на Realist Web Fest не выявилось определенного жанрового тренда — уж больно разнородна программа, и не наметилось четкого пути к светлому будущему. Вполне возможно, сейчас веб-сериалы и их авторов быстренько переманят на телевидение: в Нижний Новгород внезапно съехались почти все значимые российские продюсеры в поисках неохваченных талантов. А может, уже через пару лет телевизор наконец-то, как уже давно обещают, будет вовсе не нужен: достаточно будет зайти на YouTube. Зато посмотреть бесплатно многих участников конкурса можно уже сейчас.
Пять лучших русскоязычных веб-сериалов Realist Web Festival, смотреть, как водится, без SMS и регистрации
«Квин»
Немного ванильный, простоватый и по-ученически снятый, но искренний сериал о пути к успеху девушки-абитуриентки, обивающей пороги актерских приемок, которая решила стать инстаграм-комиком. Вполне можно представить такое в вечернем развлекательном блоке СТС или ТНТ.
Пока вышел только пилот, первый сезон стартует в октябре.
Казахи задействовали для этого проекта, кажется, все силы кинопродакшна страны. Молодой джинн решает снять о своей жизни видео для YouTube, и за это его старшие товарищи (все выглядят как полноватые лысые мужчины с бородой, разумеется) отнимают у него талисман, после чего он начинает исполнять все желания с ошибками. Довольно забавно.
Премьера осенью.
«Район тьмы»
Наград на фестивале пока не давали, но Арсению Гончукову выдали премию уже на открытии — за то, что он снял первый веб-сериал в России. Это дикое сочетание комедии ужасов и бытового хоррора в сеттинге типичного отечественного района, где творятся всякие страсти. Лучшие серии, как говорят, — про коллектора и про извращенца, клиента борделя. Это единственный веб-сериал из списка, который лучше смотреть на свой страх и риск (18+).
«Вспышка»
Детективная комедия о владельцах фотолаборатории, где почему-то по чистой случайности умирают все клиенты. Опять же, такой дельный и крепко сбитый продукт можно представить и на телевидении, но теперь для того, чтобы это посмотреть, не надо даже иметь телевизор, не то что его включать.
Бар «На грудь»
Замечательный фоновый сериал: люди приходят в бар и изливают душу человеку за стойкой, официантке с большой грудью (на это много раз обращают внимание сами персонажи). С одной стороны, это просто забавно, с другой, авторами в монологах героев подчеркивается общая утомленность жизнью любого взрослого человека, а это ощущение очень чувствуется в любом баре обеих столиц.
Бонус-трек: «Знакомьтесь, Десмондо Рэй!» (This is Desmondo Ray!)
К сожалению, у этого сериала, авторы которого совместили в одном кадре и красивейшую flash-анимацию, и живых актеров, нет русского перевода, а без него слабо понятно, что происходит. Но это совершенно дикий и необузданный проект с какой-то невиданной и крайне разнообразно проявленной авторской фантазией: странное, извращенное кино о нарисованном толстом лысеющем мужике по имени Десмондо Рэй, который одинок, никому не нужен и неприятен. О нем кто-то невидимый снимает документалку и задает ему непонятные вопросы о том, кто устроил пожар. Потом на улице его встречает карлик и начинает по бумажке читать ему грустные факты о жизни на планете Земля. Это лишь сокращенное содержание всего первых двух серий. Дальше заглядывать не только безумно интересно, но еще и довольно страшно. Хотя, казалось бы, мультик, а вот какие бывают мультики в Австралии.
Другие крутые англоязычные веб-сериалы из программы: «На расстоянии» (он и она ведут дистанционные отношения, в одной серии главный герой он, в другой она), «Даррен на дне» (разговорный грустный ситком о непутевом парне, который переезжает и пытается справиться со своей жизнью), «Когда я вырасту» (гомерически смешная псевдодокументальная передача, где двое тридцатилетних пытаются найти себе работу по душе).