«Человек, который упал на Землю»: гид по лучшим фотографиям Дэвида Боуи

Специально для «Афиши Daily» исследователь творчества Дэвида Боуи Наташа Киеня прогулялась по выставке в Центре фотографии им. братьев Люмьер, чтобы отметить знаковые для музыканта образы — и рассказать про то, каким в его жизни был 1974 год.

«Человек, который упал на Землю»: гид по лучшим фотографиям Дэвида Боуи

Наташа Киеня

Журналист, писатель, исследователь наследия Боуи

Дэвид Боуи со шляпой. Лос-Анджелес, 1974

«Человек, который упал на Землю»: гид по лучшим фотографиям Дэвида Боуи

«Дэвид чертит на полу каббалистическое древо жизни. Эти круги — сфирот, десять архетипов состояний сознания. Тогда Боуи увлекался оккультными и мистическими течениями и, как всегда, очень много читал.

Диагональные полосы на костюме он нарисовал сам. Впоследствии Боуи воспроизвел этот орнамент на костюме во время тура в поддержку альбома Outside в 1995 и 1996 годах, а также в своем последнем видеоклипе на песню Lazarus

«Человек, который упал на Землю»: гид по лучшим фотографиям Дэвида Боуи

, снятом в 2015 году».

Дэвид Боуи. Темные защитные очки и кирпичная стена. Лос-Анджелес, 1974

«Человек, который упал на Землю»: гид по лучшим фотографиям Дэвида Боуи

«Для Дэвида Боуи галстук — это немного необычно, особенно в семидесятых. При этом, кажется, на Дэвиде здесь достаточно много косметики, что чертовски ему идет.

Он никогда не стеснялся краситься (например, часто подводил глаза до середины нижнего века) и вообще не стеснялся быть женственным — носить каблуки, платья, длинные серьги.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Так было с самого начала. В январе 1972 года в интервью журналу Melody Maker (Великобритания) на вопрос о том, почему на нем сегодня женское платье, 25-летний Дэвид ответил: «Дорогуша. Ты должен понять, что это не женское, это мужское платье».

Дэвид Боуи и зеркало. № 1. Лос-Анджелес, 1974

«Человек, который упал на Землю»: гид по лучшим фотографиям Дэвида Боуи

«В 1974-м, во время тура Diamond Dogs, была также снята документальная лента Cracked Actor, которая рассказывает о гастролях Боуи. В начале картины есть сцена, где Дэвид едет в лимузине по пустынному шоссе, на заднем сиденье. Журналист спрашивает у него: «Как вы себя чувствуете в Америке?» И Дэвид, который держит в руках открытый пакет молока, с усмешкой отвечает: «В моем молоке плавает муха. Инородное тело. Вот так я себя и чувствую в Америке. Инородным телом».

Дэвид Боуи. Красные полосы. Лос-Анджелес, 1974

«Человек, который упал на Землю»: гид по лучшим фотографиям Дэвида Боуи

«На Дэвиде здесь нет его золотого крестика: он начал носить его как раз в середине семидесятых. Это подарок отца, когда-то крестик принадлежал ему. Отношения с отцом были теплыми, но он рано ушел, скончавшись после непродолжительной болезни в 1969 году. Дэвид не снимал его крестик почти никогда».

Дэвид Боуи с кошачьими глазами. «Человек, который упал на Землю». Нью-Мексико, 1975

«Человек, который упал на Землю»: гид по лучшим фотографиям Дэвида Боуи

«Фото со съемок «Человека, который упал на Землю», 1975 год. Дэвид в гриме инопланетянина. Его школьный друг и коллега Джефф Маккормак, который ездил с ним на эти съемки, рассказывает, что жесткие линзы причиняли Дэвиду боль: они были огромными, закрывали весь глаз.

В полном костюме (здесь на Дэвиде только грим и линзы) было ужасно жарко, а ведь ленту снимали в пустыне и стояла солнечная погода. На фото со съемок под открытым небом видно, что остальные участники очень легко одеты — в отличие от несчастных актеров».

Дэвид Боуи с книгой о Бастере Китоне. Нью-Мексико, 1975

«Человек, который упал на Землю»: гид по лучшим фотографиям Дэвида Боуи

«В руках у Дэвида — «Китон» Руди Блэша, биография американского актера и режиссера Бастера Китона, вышедшая в 1966 году. Он был одним из величайших комиков немого кино — и, по словам Стива Шапиро, «подружил» их с Дэвидом.

В тот раз Шапиро и Боуи встретились впервые. Стив рассказывает: «Мы не знали, чего ожидать, поскольку тогда сущетствовал этот образ Зигги Стардаста и всех остальных его персонажей. Мы ассоциировали Дэвида с ними. Но когда он пришел, то был очень просто одет, очень спокоен, очень умен. Мы разговорились, Дэвид услышал, что я фотографировал Бастера Китона, а Китон был одним из его кумиров. Мы мгновенно сдружились».

Дэвид Боуи. «Человек, который упал на Землю». Нью-Мексико, 1975

«Человек, который упал на Землю»: гид по лучшим фотографиям Дэвида Боуи

«Еще один снимок с площадки «Человека, который упал на Землю». Персонаж Дэвида, Томас Джером Ньютон, заходит в космический корабль. Другое фото той же сцены стало обложкой для альбома «Station to Station»

«Человек, который упал на Землю»: гид по лучшим фотографиям Дэвида Боуи

, который Дэвид записал в на студии Cherokee в Лос-Анджелесе, сразу после окончания работы над кинолентой.

Образ инопланетянина, который оказался на Земле, тогда, наверное, окончательно оформился — во всяком случае, в своей первой «редакции». Он всегда оставался для Дэвида важным. В своей последней работе, мюзикле «Лазарус», Боуи снова поднял эту тему: там тоже есть Томми, который все-таки улетает на своем космическом корабле».

Дэвид Боуи и Шэр. Лос-Анджелес, 1975

«Человек, который упал на Землю»: гид по лучшим фотографиям Дэвида Боуи

«Фотографии совместного выступления Боуи и Шер на телевизионной программе «Шоу Шер», 1975 год. Посмотрите эту запись — там можно найти отличное живое исполнение песни «Young Americans» с одноименного альбома.

Период увлечения соулом для Дэвида оказался невероятно плодотворным, хотя в его жизни это было не лучшее время. Два альбома — «Young Americans» и «The Gouster», который представляет собой его «зеркало» с другими версиями некоторых композиций, — это настоящая «черная» музыка, написанная и записанная белым музыкантом. Это уникальный случай. На «The Gouster» голос Боуи порой даже сложно узнать».

Три Боуи. Лос-Анджелес, 1975

«Человек, который упал на Землю»: гид по лучшим фотографиям Дэвида Боуи

«У Боуи было много лиц, и его наследие люди порой изучают годами. Как и книги Умберто Эко, его альбомы — это, во-первых, просто очень хорошие произведения. Можно слушать их — и будет вполне довольно. Но, кроме того, наследие Боуи — это сложная система цитат и культурных отсылок, своеобразный постмодернистский код, который, на самом деле, знакомит нас с мировым наследием. Прежде всего, неожиданным образом, с живописью. Но это уже совсем другая история».

Наташа Герасимова
Куратор выставки

«Семидесятые годы — это время больших перемен в западной культуре, в том числе в музыке. Дэвид Боуи был невероятным выдумщиком, инноватором, и неудивительно, что он стал символом этих перемен. Его секрет, как мне кажется, состоит в том, что Боуи серьезно увлекался не только музыкой. Так, его друг Джордж Андервуд, прочитавший в Центре фотографии лекцию, рассказывал, что Дэвид уже в детские годы интересовался актерским мастерством. Дэвида волновало, как его видят другие, каким он предстает перед публикой. Поэтому он все время находился в поиске: менял образы, прически, привычки.

Он исследовал своих кумиров, внимательно подмечая даже то, как они двигаются на сцене, изучал театральное искусство. Каждый свой образ он продумывал до мелочей — чтобы никто не остался равнодушным.

Честно признаюсь, раньше я не могла назвать себя поклонницей его творчества. Но, погрузившись в работу над выставкой, поняла, что он очаровал меня — и прежде всего, как человек, а не музыкант.

Мы загорелись идеей сделать эту выставку еще в 2015 году, когда организовывали большую ретроспективу фотографа Стива Шапиро. Мы знали, что у Стива есть большой материал про Боуи. В семидесятых годах Дэвид сам обратился к Шапиро с предложением сделать фотосессию. В итоге она затянулась на двенадцать часов — за это время Боуи сменил множество образов, и к некоторым из них он обращался в течение всей своей жизни. Потом Шапиро выпустил книгу с этими фотографиями, и нам показалось очень интересным рассказать о результате сотрудничества этих двух великих людей.

Мы также постарались сделать насыщенную образовательную программу, ведь Боуи повлиял на музыку, моду, кино. Например, про его актерскую работу расскажет известный кинокритик Алиса Таежная, а фэшн-редактор Ольга Михайловская поговорит о том, какой след он оставил в истории моды».

Лекция Наташи Киени «Дэвид Боуи и искусство» пройдет в Центре фотографии им. братьев Люмьер 28 марта.

Выставка

Стив Шапиро: Дэвид Боуи. Человек, который упал на Землю

  • Где

    Центр фотографии им. братьев Люмьер

  • Когда

    с 11.01.2019 по 31.03.2019

  • Адрес

    Болотная наб., 3, стр. 1, арт-кластер «Красный Октябрь»

Материалы по теме:

7 главных выставок весны
Бэкон и Мунк, большие персональные проекты Павла Пепперштейна и Владимира Вейсберга — «Афиша Daily» рассказывает о московских выставках, на которые определенно стоит сходить этой весной. ...
СМИ: сирийские ПВО отразили на юге страны ракетную атаку Израиля
Кризис в СирииПо данным агентства SANA, жертв нетОписание© AP Photo/Ariel SchalitТАСС, 12 июня. Сирийские средства противовоздушной обороны (ПВО) в ночь на среду отразили ракетную атаку на юге страны. Об этом сообщило агентство SANA, утверждая, что ракеты были запущены Израилем. По данным агентства, обстрелу ...
Суд удовлетворил ходатайство об УДО Варвары Карауловой
Дело Варвары КарауловойОбновлено Она обязана будет являться раз в месяц на учет и не менять постоянного места жительстваОписаниеАлександра Иванова (Варвара Караулова)© Сергей Швилкин/ТАСС Вологодский городской суд удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении Варвары Карауловой (Александра Иванова), осужденной за попытку примкнуть к запрещенной в РФ ...
Дело Голунова передано в столичный главк МВД
Евгений Одиноков/РИА Новости Руководитель пресс-службы московской полиции Юрий Титов сообщил, что уголовное дело журналиста «Медузы» Ивана Голунова, которого обвиняют в попытке сбыта наркотиков, передано для расследования в главное управление МВД по Москве. Об этом сообщает ТАСС.До этого расследованием дела Голунова занимался УВД ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте ранее:
«Зеленая книга» Питера Фаррелли: самый симпатичный из фаворитов «Оскара»

Фотография: Капелла Фильм Точечно уже вовсю идут первые показы «Зеленой книги» Питера Фаррелли, которая готовится...

За месяц 26 компаний изменили цены на новые автомобили в России

С 16 декабря 2018 года по 15 января 2019 года 26 автопроизводителей изменили цены на...

Закрыть
Яндекс.Метрика