Архивные тайны и любовный треугольник. Рассказываем о романе Анны Северинец «Гасцініца «Бельгія»

Автор белорусского бестселлера «Дзень Святога Патрыка», педагог и публицист Анна Северинец издала свой второй роман, посвященный одной из самых ярких и трагических страниц истории белорусской литературы.

Архивные тайны и любовный треугольник. Рассказываем о романе Анны Северинец «Гасцініца «Бельгія»

Одной из удивительных особенностей сегодняшней культурной жизни является стремительность литературных карьер. Недавний литературный дебютант, экс-дворник театра пишет открытое письмо министру иностранных дел и получает любезный ответ. Маргинальная писательница из провинции издает свою книгу в Шотландии. Учительница гимназии из небольшого города-спутника стремительно переквалифицируется сначала в известного белорусского литературоведа, а потом в известного литератора. Причем настолько известного, что тираж ее очередной книжки исчезает с прилавков буквально за месяц.

Удивительно даже не то, с какой быстротой разлетелся новый роман Анны Северинец «Гасцініца «Бельгія». Удивительно, что он целиком и полностью, каждым образом и каждой строкой посвящен белорусской литературе, предмету, мягко говоря, не пользующемуся до этого времени особым спросом у нашего читателя. И это при том, что главные его герои: Алесь Дударь, Адам Бабареко, Наталья Вишневская, Михась Чарот, Алесь Адамович, Валерий Моряков — отнюдь не хедлайнеры нашей литературы. Их имена не на слуху у рядового читателя, а вехи творческого пути известны в основном только исследователям отечественной словесности.

Так что ж такого особенного в новой книге Анны Северинец?

Прежде всего, в романе «Гасцініца «Бельгія» очень мало художественного вымысла, так как целью своей автор ставила историческую реконструкцию событий, происходящих с 1925 по 1932 год вокруг литературных объединений «Маладняк» и «Узвышша». Такая реконструкция была бы невозможна без поисков и открытий, сделанных Анной Северинец в личных и государственных архивах, где она уже не первый год работает с документами, проливающими свет на биографии белорусских писателей, прежде всего, репрессированных.

Именно архивные находки подтолкнули автора к написанию классического исторического романа. Не многие знают, что события, давшие основу настоящему историческому роману, должны происходить как минимум за семьдесят пять лет до написания текста, так что не всякое обращение к прошлому дает право произведению так называться. Это достаточно большой отрезок времени, который стирает не только память, но и документальные свидетельства. Автором, очевидно, руководило желание не только еще раз актуализировать найденные в архивах бумаги и фотографии, но в большей степени — и это очень чувствуется — воссоздать атмосферу того времени, вернув исчезающему пространству объем и детали. И хотя «Гасцініца «Бельгія» как никакой другой белорусский роман о прошлом насыщена невероятным количеством достоверных исторических персонажей, надо признать, что главным героем все же является Минск. Город, с которого автор пробует снять тавро исторической безличности и отсутствующего колорита.

Идеи и взгляды, язык и одежда, особенности быта и исчезнувшие улицы и здания Минска самой яркой, самой динамичной части его культурной истории… Большой весенний паводок, премьера «Лесной были», взятие Немиги в коллектор… Все эти события скрупулезно вычислены, выстроены и вписаны в роман. И тут надо сказать, что выглядит это настолько достоверно и живо, что нет никаких сомнений относительно того, как все происходило на самом деле. Ибо какой смысл придираться к тому, что сделано со вкусом и любовью? Минск Анны Северинец не столько узнаваем — ох, далеко не всякий его сегодняшний житель знает и помнит названия довоенных столичных улиц! — сколько привит и принят благодаря той безусловной любви, которую вложила в его описание писательница.

«Вуліца Правадная выцягнулася стромкай стужкай уздоўж рэек тэхнічнай веткі, што злучае Лібава-Роменскую і Маскоўска-Брэсцкую чыгункі. Гэта самая менская ўскраіна: цераз вуліцу Маскоўскую — Уборкі і лес. Правадная — цэлы свет, асабліва калі табе дзесяць год. Ад Правадной да Маскоўскай цягнуцца завулкі, сцежкі, вузенькія праходы між плотаў, і калі ты, прыкладам, Зверабой, а Толька — Чынгачгук, то вы можаце пераследаваць адзін аднаго з ранку да самага вечара, асабліва калі твая маці не трымае гусей, а значыцца, ты вольны ад абавязкаў пастушка. Калі пераскочыць цераз Маскоўскую, зазяваўшыся на якія паўгадзіны на коней, калёсы і далёкія паравозы, будзе Францысканскае балота, на якім у густым зарасніку стаіць будыначак з чароту, а ў ім — драўлянае ружжо, лук са стрэламі і наогул усё, што належыць мець Зверабою і Чынгачгуку».

«Гасцініца «Бельгія» не была бы романом, если бы держалась только на талантливом пересказе собранных документов и устных свидетельств. Нет, несмотря на уверения автора в послесловии книги, что «часцей за ўсё гэты тэкст — пераказаныя архіўны дакумент, газетны артыкул, чарнавік успамінаў, старонка мемуараў, верш, апавяданне, крытычны водгук, хроніка «тоўстага» часопіса», очевидно, что главная любовная линия романа Алесь Дударь — Наста Нарутович все-таки сочинена и полностью укладывается в рамки профессионально сделанной беллетристики. Однако очевидно, что эта линия вырастает все из того же стремления создать в романе атмосферу живую и достоверную. Ибо какой молодой поэт не метался между двумя женщинами, не уходил в запои и не спорил по поводу и без повода?

Споры в редакциях газет и журналов, в купе поездов и ресторанах, изображенные в романе, не только способ рассказать об идеях, кипящих в головах творческой интеллигенции того времени, но и проектор современности, не упущенная автором возможность высказаться относительно дня сегодняшнего.

«- Вось чаму, Міхась, як прыязджаеш да ўкраінцаў, дык абавязкова адчуваеш: моц? Моц, і рух, і гул. А як прыязджаеш у Менск, дык адно толькі піск, і ціск, і віск. Як зверху нехта паднацісне, адразу ўсе па кутах, шаптацца, зліцца, цярпець і слухацца. Дык ім і смешна, бач, націскаць. Прыйшоў раніцай, сеў у кабінеце, пачухаў патыліцу, у носе калупнуў — сумна! А, паднацісну! І рукой — тыц! І адразу запішчалі! Па кутах пабеглі! Гы! Цяпер можна і паперкі паперакладаць — настрой паправіўся! А як толькі троху ўніз — зноў: тыц! Бач, пішчаць! Бягуць! Гы-гы-гы!

— Ды іх таксама паднаціскаюць, ты проста не бачыш. Добра ў гасцях, хата прыбрана, смецце па вуглах схавана. А дома ўсё навідавоку.

— Іх, можа, і паднаціскаюць, але яны па кутах не бегаюць. Пабач, якія яны ходзяць — гаспадарамі. Чуў, як Хвылявы Галану ў твар кінуў, маўляў, геть від Масквы, стаў і стаяць буду на тым, і нічога са мной вы не зробіце! І слушна ж кажа, Міхась, трэба бегчы ад Масквы, ад гэтага рабскага пакланення перад яе культурай, якім мы ўсе наскрозь прасякнуты, наскрозь».

Надо сказать, что умение Анны Северинец выстраивать диалоги и рассказывать о событиях через повествование главных и не очень героев — один из секретов популярности писательницы. Читаешь монолог хозяйки гостиницы и прямо слышишь живую интонацию самой писательницы. «Прыкацілі на фаэтоне, форсу! Колькі тут з вакзала да «Бельгіі», два разы нагамі перакінуць, але бралі, бач, фаэтон. Грошы — фр-р-р, фр-р-р, а фурман і рады з дзяцей злушчыць, сораму не мае».

Все эти сочные авторские «Ат!», «Ай!», «Фу!» делают стиль «Гасцініцы «Бельгія» живым, узнаваемым и неподражаемым. Иногда в речи героев узнается не только интонация автора, но и темы, ее искренне волнующие:

«- Дык што, Францішка Людвігаўна, ружы раскрываеце ўжо?

— Раскрыла, даражэнькі мой, раскрыла. Я гэтым годам іх толькі лапікамі ўсцяліла, снегу добра было, дык было ім цёпла».

Что ж, повторяя за другим автором исторических романов: «Каждый пишет, как он слышит…»

«Гасцініца «Бельгія» написана с большим уважением к истории, без оглядки на чужие мнения и представления, а, главное, с невероятной любовью автора к своим персонажам, любовью, которая в этом случае является сюжетообразующей, так как, что бы ни делали герои романа, читатель будет смотреть на их поступки влюбленными глазами Анны Северинец.

Источник

Материалы по теме:

Московские бармены в откровенном таро-лунном календаре Mitzva Bar на 2019 год
Команда Mitzva Bar вместе с фотографом Софьей Черных выпустила календарь на 2019 год. В нем снялись сотрудники заведения, изображающие арканы карт Таро. Получилось откровенно и неоднозначно. Но нам нравится! ...
На американо-мексиканской границе обнаружили туннель
Недалеко от штата Аризона на американо-мексиканкой границе обнаружили туннель. Об этом пишет The Hill.Как отмечается, туннель был обнаружен на этой неделе. При этом за последний месяц нашли еще два таких же подземных сооружения.«Туннель, который, как подозревают мексиканские власти, использовался для ...
Москалькова выступила за изменение меры пресечения украинским морякам, задержанным в РФ
Нарушение границы РФ украинскими военными кораблямиОбновлено По мнению омбудсмена, это "было бы гуманно и правильно"ОписаниеУполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова© Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова считает правильным изменение меры пресечения украинским морякам, задержанным за ...
Вскрытие показало причину смерти Криса Кельми
Певец скончался 1 января ...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика